На этой неделе ЕС обвинил Иран в нападениях на саудовские нефтяные объекты и поддержал призыв США к переговорам по вопросам ядерной и региональной безопасности. Al Jazeera в материале Is Europe shifting towards the US on Iran? отмечает, что атаки 14 сентября на нефтяные объекты Саудовской Аравии усилили напряженность в регионе, который уже находится на грани эскалации противостояния между США и Ираном.
Ответственность за нападения, в результате которых мировой рынок потерял 5% нефти, взяли на себя йеменские хуситы, но госсекретарь США Майк Помпео обвинил в атаках Иран, а президент Дональд Трамп заявил, что американские вооруженные силы ”готовы к бою”. Президент Ирана Хасан Рухани отверг все обвинения в причастности к атакам. Тегеран предупредил, что готов к ”полномасштабной войне” в случае нападения США или Саудовской Аравии.
Последствия атаки разрушили хрупкие надежды на встречу между Трампом и Рухани в рамках Генассамблии ООН в Нью-Йорке на этой неделе. Многие надеялись, что прямые переговоры могут ослабить напряженность, спровоцированную прошлогодним решением Трампа отказаться от многостороннего соглашения, ограничивающего ядерную программу Ирана, и повторным введением санкций против Тегерана.
В понедельник Великобритания, Франция и Германия, подписавшие соглашение о ядерной программе в 2015 году и в течение последних нескольких месяцев пытавшиеся спасти подорванную сделку, поддержали критику Вашингтона и возложили на Иран ответственность за атаки на нефтяные объекты Саудовской Аравии. Судя по всему, три государства также поддержали требования США о новом соглашении, в котором будет рассматриваться поддержка Тегераном региональных вооруженных групп и баллистическая программа ИРИ.
”Пришло время для Ирана согласиться на переговоры о долгосрочном соглашении по его ядерной программе, а также по вопросам, связанным с региональной безопасностью, включая ракетную программу и другие средства доставки”, - говорится в заявлении трех европейских стран, которое подтверждает значительное изменение европейской политики в отношении Ирана.
”Сдвиг Европы в сторону позиции Белого дома еще сильнее осложнит перспективы предоставления европейского механизма, позволяющего Тегерану обойти санкции США, - заявил генеральный директор американской компании Gulf State Analytics Джорджио Кафьеро. - Белый дом будет интерпретировать изменение позиции Европы как признак эффективности политики ”максимального давления”, в то время как ИРИ расценит это решение как признак того, что европейцам не хватает политических и геоэкономических рычагов для реального отделения от США по наиболее важным вопросам, связанным с Ираном”.
”Максимальное сопротивление”
Иран отреагировал на решение США дальнейшим сокращением своих обязательств по ядерной сделке, попутно предупреждая, что Тегеран вовсе откажется от сделки, если европейские государства не смогут добиться успеха на экономическом фронте, предприняв конкретные шаги для противодействия американским санкциям.
Великобритания, Франция и Германия продолжают поддерживать соглашение, также подписанное Россией и Китаем. Но европейские усилия по ослаблению экономического давления на Тегеран, включая запуск бартерного торгового канала INSTEX для обхода санкций США, пока не дали никаких результатов.
Патриция М. Льюис, директор по исследованиям в области международной безопасности из британского аналитического центра Chatham House, заявила, что решение Ирана свернуть свои обязательства подрывает усилия ЕС по спасению ядерной сделки: ”Европейская стратегия заключалась в том, чтобы создать механизмы финансирования и защиты, побудить США к сотрудничеству с Ираном и ЕС, дожидаясь ухода администрации Трампа”.
Очевидный сдвиг в позиции ЕС вызвал резкую критику со стороны иранских чиновников. Верховный лидер аятолла Али Хаменеи 26 сентября обрушился на ”порочные” европейские державы, требуя, чтобы иранские дипломаты ”перестали надеяться и доверять им”. ”Мотивы вражды европейцев с Исламской Республикой в принципе не отличаются от американских, хотя они притворяются посредниками между двумя противниками”, - сказал Хаменеи.
Несмотря на усиливающийся политический раскол между Ираном и ЕС, аналитики считают, что Тегеран вряд ли пойдет на компромисс и вернется к полному соблюдению ядерной сделки. Наоборот, Тегеран продолжит политику ”максимального сопротивления” против давления и будет двигаться в направлении восстановления ядерной программы на полную мощность. ”Общая контрстратегия ИРИ состоит в том, чтобы возродить ядерный вопрос, который был почти урегулирован в рамках СВПД, как угрозу безопасности для Запада, - сказал управляющий директор журнала Diplomat Сахеб Садеги. - В случае достижения европейско-американского консенсуса по Ирану контрмеры будут настолько радикальными, что Тегеран может даже сделать последние шаги к тому, чтобы выйти из ядерного соглашения раньше, чем ожидалось. Если присоединение к СВПД не дает никаких экономических выгод, конечной целью Ирана станет восстановление своего ядерного потенциала”.