Военного пути решения нагорно-карабахского конфликта не существует, уверены армянские политики. Единственный путь для урегулирования конфликта - мирные переговоры. "Армения выступает за диалог и мирное решение конфликта в Нагорном Карабахе. Народ Карабаха сам должен решать свою судьбу. В данный момент на столе переговоров лежит документ, представленный сопредседателями Минской группы ОБСЕ, в основе которого заложены компромиссы",- заявил вице-спикер Национального Собрания Армении Эдуард Шармазанов. Вместе с тем, по его словам, односторонние уступки в урегулировании нагорно-карабахского конфликта исключаются.
Экс-министр обороны Армении, председатель партии "Национальное возрождение" Вагаршак Арутюнян заявил "Вестнику Кавказа", что история конфликта показывает бесперспективность попыток решения этой проблемы военным путем. По мнению экс-министра, одним из важнейших условий достигнутого в 1994 году режима прекращения огня, который, правда, периодически нарушается, является участие Нагорного Карабаха в подписании соглашения о прекращении огня: "Стремление избежать того понимания, что Нагорный Карабах является стороной конфликта не соответствует реальности и самое главное - не позволяет решить этот вопрос в формате переговоров, на основе компромиссов".
Арутюнян отметил, что армянская сторона обозначила рамки компромиссов. Официальный Ереван неоднократно заявлял о своей готовности обсудить в качестве основы для переговоров по мирному урегулированию конфликта "мадридские принципы", предложенные сопредседателями Минской группы ОБСЕ. По его словам, контуры "мадридских принципов" охватывают вопросы, интересующие все стороны конфликта. "Если стороны будут дальше продолжать работать в этом направлении, то можно выйти на какое-то соглашение. Здесь возможен компромисс. К сожалению, азербайджанская сторона, пока не готова к этому и свидетельством тому заявления о том, что статус Нагорного Карабаха обсуждаться не будет. Если армянская сторона идет на компромиссы и готова вернуть какие-то территории, а официальный Баку отказывается обсуждать вопрос статуса Нагорного Карабаха, то получается тупик. Переговорный процесс хромает из-за очень жесткой позиции Азербайджана",- считает Арутюнян.
Вагаршак Арутюнян
Относительно того, как может воздействовать разрешение конфликта на регион, Арутюнян заявил, что регион ожидает формирование новой геополитической ситуации, серьезные политические и экономические изменения, включая региональную интеграцию. Вместе с тем, по словам экс-министра, он не видит в ближайшее время подобных перспектив: "Прежде чем говорить о возможных изменениях в регионе в случае разрешения нагорно-карабахского конфликта, хочу подчеркнуть, что сегодня соблюдение баланса сил в вопросе Карабаха, стабилизирует обстановку во всем регионе. Если мы не удержим этот мир, то ситуация в регионе изменится к худшему - полыхнет не только Карабах, Армения и Азербайджан, но и все страны региона".
Мнения о необходимости продолжения переговоров в формате Минской группы придерживается также директор института "Кавказ" Александр Искандарян: "Серьезно конфликт может быть решен только путем взаимодействия народов Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана, а сопредседатели играют здесь роль своеобразной "скорой помощи". Я не верю в соглашения, которые могут быть заключены прямо сейчас, поскольку задача сопредседателей Минской группы состоит в том, чтобы вести переговорный процесс и продолжать двигаться дальше", - заявил "Вестнику Кавказа" Искандарян.
В интервью "Вестнику Кавказа" бывший главный советник президента Армении по национальной безопасности (1991-93 гг.) Ашот Манучарян заявил, что реально сегодня в регионе никто мира не ищет. Глобальные проблемы, такие как удержание нынешнего миропорядка, все еще не сняты. Продолжаются и связанные с этим действия в регионе Большого Ближнего Востока - разжигание войн, вражды, насилия, стимулирование переворотов. "Поскольку вопрос удержания миропорядка, не региональный, а глобальный, то карабахская проблема будет постоянно задействована в глобальном ракурсе. Если, даже Россия, которую хотят взорвать с разных точек на постсоветском пространстве, решительно взялась за установление мира, то другие мировые игроки будут стараться этому помешать. При этом, используется различный инструментарий, включая Турцию", - считает Манучарян.
По его мнению, сегодня глобальные игроки с целью сохранения действующего миропорядка играют на дестабилизацию, навязывая свои правила игры другим странам. В этой тяжелой ситуации лучшим выходом является поддержание статус-кво: "Проблема заключается в следующем - это игры крупных мировых игроков и наша кровь". Ашот Манучарян заявил, что минский процесс пришел на смену тому процессу, который Армения и Азербайджан в 1992-93 годах вели с целью утверждения мира в регионе: "Наше руководство вело интенсивные переговоры с Гейдаром Алиевым, и он был настроен на некое преобразование Азербайджана, которое гарантировало бы мирное проживание всех народов. Думаю, что это был достаточно эффективный процесс. Однако мировые игроки свернули этот процесс, подменив его минским процессом, который свыше 20 лет поддерживает режим вялотекущей войны, насилия и ненависти в регионе".
По словам бывшего главного советника президента, властям Армении было заявлено, что минский процесс призван в течение года решить все проблемы вокруг конфликта, а вот все остальные процессы будут только мешать.
По мнению Манучаряна, нагорно-карабахский конфликт будет решен в результате неких мировых процессов: либо в результате установления нового миропорядка, а это потребует, возможно, десятилетий, либо в результате резкого усиления России, полного овладевания ею инициативой, полного хозяйствования в регионе. Пока же нагорно-карабахский конфликт, наряду с ситуацией в Сирии, Ираке, внутренних конфликтов в Турции, остается одним из инструментариев решения глобальных вопросов.