Вестник Кавказа

АЗЕРБАЙДЖАН: ИГРА НА ДВА ФРОНТА

Станислав Притчин специально для ВК
АЗЕРБАЙДЖАН: ИГРА НА ДВА ФРОНТА
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Произошедшие за последнее время события на Южном Кавказе продемонстрировали, что борьба за влияние в регионе между региональными и мировыми игроками обостряется. В этих условиях у России и Азербайджана есть отличная возможность не только сохранить существующий уровень взаимоотношений, но и серьезно укрепить их.

Политическая жизнь весной 2009 года выдалась на Южном Кавказе крайне жаркой. За последний год произошло сразу несколько событий, которые серьезно повлияли на ход политических процессов в регионе. Толчком к изменениям стала прошлогодняя пятидневная война между Россией и Грузией. Затем, газовое российско-украинское противостояние в январе 2009 года кардинально поменяло отношение европейцев к диверсификации поставок природного газа. С удвоенной силой стал продавливаться проект газопровода «Набукко». Новая администрация Барака Обамы изменила подходы американской дипломатии, и теперь именно американцы лоббируют открытие турецко-армянской границы. А 7 мая 2009 года стартовала новая европейская программа для бывших советских республик «Восточное партнерство». Словом, политический ландшафт в регионе начал активно меняться, и основные игроки в новых условиях пытаются удержать свои позиции. Самыми активными участниками политических игр в регионе стали Турция, Азербайджан и Россия.

Отвечая на последние изменения в регионе, руководство Азербайджана начало активно действовать. Так, 27 марта в Москве главы Газпрома и ГНКАР подписали меморандум о начале поставок азербайджанского газа по трубопроводу Баку – Ново Филя начиная с 1 января 2010 года по европейской цене. Интересно, что глава азербайджанской компании Ровнаг Абдуллаев прибыл в Москву для поддержки своей футбольной сборной, которая здесь играла отборочный матч на Чемпионат мира. Это стало своеобразным ответом на «футбольную дипломатию» между Турцией и Арменией, когда турецкий президент Абдулла Гюль прибыл в Ереван в сентябре прошлого года поддержать свою сборную.

Уже в 2010 году Азербайджан готов поставить России до 5 млрд. куб. метров газа для снабжения республик Северного Кавказа. Меморандум также предусматривает разработку программы сотрудничества по обмену опытом, проведение курсов, организацию учебных семинаров и посещений производственных объектов специалистами сторон для обмена информацией. В ближайшее время «Газпром» и ГНКАР проведут техническую инспекцию газопроводной системы на участке Баку – Ново-Филя для его модернизации.

А уже 16 и 17 апреля состоялся визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву. В ходе встреч и переговоров с российским коллегой Дмитрием Медведевым были подтверждены ранее достигнутые договоренности. Таким образом, Азербайджан продемонстрировал Турции, что имеет свои козыри в региональной политической игре и уже диверсифицировал экспортные риски, создав полноценное «северное направление» для продажи своего газа. Кроме того, Азербайджан намерен в дальнейшем использовать нефтепровод Баку-Новороссийск, что для республики является важным аспектом снижения экспортных рисков, но уже при экспорте нефти. Таким образом, Россия и Азербайджан за счет интенсификации экономического сотрудничества, прежде всего, в энергетической сфере, создают условиях для стабильных, добрососедских отношений в дальнейшем.

Активизация азербайджанской дипломатии на российском направлении происходила на фоне непростого, но интенсивного диалога Баку с Анкарой. Так, 13 мая состоялся визит главы турецкого правительства Реджепа Эрдогана в азербайджанскую столицу. По официальной версии, поездка турецкого премьера в Азербайджан была запланирована еще в начале года, однако азербайджанские журналисты нашли его внезапным. Расхождения в трактовке целей и обстоятельств приезда Эрдогана обусловлены тем, что в отношениях Баку и Анкары появилось сразу несколько очень серьезных противоречий, которые в экстренном порядке необходимо разрешить, чтобы окончательно не поссориться.

Главная и самая болезненная для Азербайджана проблема связана с намерениями Турции уже в ближайшее время открыть границу с Арменией и тем самым снять многолетнюю экономическую блокаду республики. Наблюдатели отмечают, что в этом вопросе Анкара была вынуждена действовать под сильным давлением новой администрации США и Еврокомиссии. Действительно, для Турции открытие границ с небольшой даже по региональным меркам экономикой Армении не принесет существенных дивидендов в масштабе всей страны. Кроме того, по опросам социсследований большая часть турецкого населения выступает против открытия границ. С другой стороны в геополитическом плане связка Турция – Азербайджан является одной из ключевых в региональной политической конфигурации, и ее разрыв чреват еще большими катаклизмами для региона. Тем не менее Анкара была вынуждена начать переговоры.

В складывающихся условиях первоначальный ход нынешнего этапа переговоров между Анкарой и Ереваном не предполагал каких-либо дополнительных требований со стороны Турции, связанных с урегулированием Нагорно-Карабахского конфликта. Это и вызвало серьезный резонанс в азербайджанском обществе и привело к заметному росту антитурецких настроений. Более того, если верить турецкой прессе, в Азербайджане началась полноценная антитурецкая кампания. Так, «Turkishweekly» пишет о том, что якобы по секретному распоряжению высокопоставленных азербайджанских чиновников в республике закрываются турецкие фирмы, ассоциации и школы, запрещаются турецкие сериалы, которые в основном заполняют эфир местных телеканалов. По мнению турецких наблюдателей, такая острая реакция Баку в первую очередь связана с активизацией пророссийских сил в республике. Но в действительности все выглядит проще.

Со времени объявления независимости Азербайджана Турция была для него главным союзником и внешнеполитическим ориентиром. Политики даже ввели формулу: «Одна нация – две страны». Но Анкара начала активные переговоры со страной, которая находится с Азербайджаном в замороженном, но не разрешенном конфликте. В Баку расценили подобные шаги Турции чуть ли не как предательство «братских отношений».

Осознав опасность серьезного ухудшения отношений с Баку, Анкара делает все, чтобы представить ситуацию в ином свете. Ведь Турции действительно есть что терять. В турецкой прессе появилась информация, о том, что азербайджанская сторона готова прекратить поставки газа в страну в случае снятия блокады Армении. Тогда премьер-министр Реджеп Эрдоган заявил в интервью турецкому телеканалу ТRT: «Нагорный Карабах оккупирован армянами. Больше миллиона азербайджанцев силой были изгнаны из родных домов. И по этой причине мы закрыли границы. Причина - оккупация, а результат - закрытие границ. Пусть они уберут эту причину, и мы откроем границы». В тоже время визит главы турецкого правительства рассматривается наблюдателями как попытка убедить азербайджанских коллег в том, что интересы республики будут учтены при переговорах с Арменией.

В отношениях Баку и Анкары в последнее время появились и другие проблемы. Два союзника по-разному смотрят на перспективы экспорта азербайджанского, а в будущем, возможно, и туркменского газа в Европу. Турция решила максимально использовать стремление Брюсселя построить независимые от России газопроводы из региона Каспийского моря, а такие проекты могут пролегать только через ее территорию. В первую очередь речь идет о «Набукко». Так, Анкара отказывается подписывать транзитное соглашение, требуя от европейских партнеров подвижек на пути вступления страны в ЕС. Кроме того, Турция изначально настаивала на том, чтобы 15% всего проходящего через ее территорию газа передавалось ей в качестве оплаты.

Другое предложение Анкары связано со стремлением стать не только транзитером, но и ключевым продавцом газа. Турки рассчитывали, скупая сырье на границе, затем продавать его в Европу с наценкой. В любом случае пострадавшей стороной оказывается Азербайджан, так как именно его газ будет в среднесрочной перспективе обеспечивать альтернативные поставки газа в ЕС через Турцию.

Последней каплей, которая заставила руководство Азербайджана начать действовать, стал отказ Анкары пересматривать цены на поставляемый в страну азербайджанский газ. Напомним, соглашение об экспорте азербайджанского газа с месторождения Шах Дениз в Турцию было подписано 12 марта 2001 года в Анкаре. Согласно контракту о купле-продаже газа между ГНКАР и BOTAS, последняя обязалась закупить у Азербайджана в течение 15 лет 89,2 млрд кубов природного газа. В 2008 году поставки достигли уровня 3,8 млрд кубов. На первоначальном этапе цена на газ для Турции была установлена на уровне 70-120 дол за 1 тыс. кубов, но затем, с увеличением объемов, должна была вырасти и плата за сырье. Но Баку уже два года не удается договориться с Анкарой о новых ценах.

Самым ярким демонстративным жестом Баку стал отказ президента Ильхама Алиева от участия в международном форуме «Альянс цивилизаций» в Стамбуле. Приглашение на это мероприятие главе республики поступило не только от турецкого руководства, но и лично от госсекретаря США Хиллари Клинтон. Но даже перспектива встретиться и познакомиться с новым американским президентом Бараком Обамой не повлияла на решимость Алиева показать свое недовольство последними действиями Турции.

На итоговой пресс-конференции после двусторонних переговоров с Ильхамом Алиевым Реджеп Эрдоган еще раз подтвердил, что «турецко-армянская граница не будет открыта до полной деоккупации Нагорного Карабаха». О том насколько турецкому премьеру удалось убедить азербайджанское руководство в верности Анкары союзническим отношениям, станет известно уже в ближайшее время, когда Турция подпишет транзитный договор с ЕС, а Баку - предметное соглашение с Москвой о поставках газа в Россию. В любом случае двусторонние отношения Турции и Азербайджана, а вместе с ними и все страны региона проходят серьезный тест на прочность.
27245 просмотров