Вестник Кавказа

"Темная материя" российской экономики достигла 16% ВВП

Росстат оценивает долю теневой экономики в России в 15-16% ВВП, что в два раза ниже оценок Международного валютного фонда (МВФ), сообщил руководитель ведомства Александр Суринов.

Ранее в феврале "Коммерсантъ" писал, что МВФ опубликовал работу, оценивающую размеры теневой экономики в 158 странах на основании развивавшихся в 2010-2017 годов новых методов ее оценки. Данные МВФ оценивают для России долю "тени", учитывающую, в отличие от большинства других методов, незаконный бизнес и ряд других аспектов, в 33,7% ВВП.  

Суринов заявил, что читал эту публикацию. "Мне очень трудно сказать по поводу этих цифр", - отметил он. "По нашим оценкам - это где-то в два раза меньше", - указал глава Росстата. "По-моему, в 2016 году у нас - 14,7%, порядка 15-16%", - цитирует его РИА Новости.

Суринов уточнил, что Росстат не учитывает в своих расчетах незаконное производство,  и не готов говорить, учитывает ли МВФ данный аспект в своей методике.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков в первую очередь напомнил, что нынешняя доля теневого сектора российской экономики значительно меньше, чем десять лет назад. "Теневая экономика у нас становится все меньше.  По мере развития и упорядочения системы налогообложения и вообще регулирования всей экономики, она будет снижаться, но она никогда не станет равна нулю. При этом не стоит путать теневую экономику с черной экономикой, то есть с криминалом. Теневая экономика - это субъекты экономики, которые не платят никакие налоги в бюджет", - отметил эксперт.

В то же время он обратил внимание на то, что охватить налогами абсолютно всех не удастся. "Малое предпринимательство в том или ином виде существует. Очень много в частном секторе, особенно в провинции, не платят налогов в силу того, что просто невозможно все охватить. Невозможно всех репетиторов, всех жестянщиков, которые ремонтируют машины, обложить налогами. Пока вилка цен в том же официальном автосервисе будет стоить в десятки раз дороже, частный сектор, который не платит налоги, все равно будет оставаться. Но даже если и не платят налоги, но занимаются предпринимательской деятельностью, это для экономики хорошо. Так что лучше наличие предпринимательства, чем отсутствие предпринимательства со стопроцентным налогообложением", - пояснил Юрий Юденков.

Он также подчеркнул, что такая разница в оценке теневого сектора у Росстата и МВФ (16% и 33% – прим. ред.) связана с тем, что МВФ специально завышает эти показатели. "МВФ, как известно, является представителем американского империализма. Они ранее говорили, что в России 60% теневой экономики. Так что это очернение нашей экономики – социальный заказ", - подытожил профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС.

Со своей стороны завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Константин Корищенко указал на то, что на сегодняшний день реально оценить уровень теневого сектора экономики очень сложно, поэтому все оценки достаточно приблизительны. "Прежде всего, роль теневого сектора для российской экономики  - это мелкий и средний бизнес, а также самозанятые. Не зная методологии, которую применяет Росстат или МВФ, сравнить показатели тяжело. Есть ведь та часть экономики, которая попросту не доступна. Например, какие-то услуги, которые оказывают репетиторы, или мелкий ремонт, где расчеты происходят из рук в руки. Все это никоим образом не учитывается ни в налогах, ни в расчете ВВП", - объяснил эксперт.

14480 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября