Сегодня в Санкт-Петербурге в рамках проходящего там международного экономического форума министры энергетики России и Греции Александр Новак и Панайотис Лафазанис подписали межправительственный меморандум о сотрудничестве в строительстве продолжения газопровода "Турецкий поток" на территории Греции.
Документ предусматривает создание паритетной совместной компании с долями 50 на 50, которая будет заниматься реализацией данного проекта.
По словам Александра Новака, строительные работы начнутся уже в следующем году и будут проводиться до 2019 года. В результате их будет создан газопровод мощностью 47 млрд кубометров.
Подписание меморандума приветствовал президент России Владимир Путин, встретившийся сегодня с греческим премьер-министром Алексисом Ципрасом. "Мы приветствуем и инициативу греческой стороны по подготовке документа о намерениях по укреплению двустороннего экономического сотрудничества между Грецией и Россией", - цитирует его ТАСС.
В свою очередь Ципрас отметил, что меморандум о сотрудничестве РФ и Греции будут дорабатывать до ноября.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший аналитик "Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин, подписанный сегодня меморандум является "необходимым этапом, связующим звеном реализации данного проекта".
"Сейчас "Газпром" надеется, по-видимому, на то, что страны-потребители газа - такие, как Австрия, Словакия, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария и так далее - в принципе будут готовы переориентироваться на "Турецкий поток" как источник газа. Сейчас Центральная Европа получает газ в основном по украинскому маршруту. Между тем, никаких договоров, никаких должных изменений в договорах купли-продажи пока не сделано. Неопределенность относительно возможности заставить потребителей отбирать газ с "Турецкого потока", а не по украинскому транзиту, все еще остается. Как остается и очень большая неопределенность в области позиции Евросоюза по этому поводу. Европейский Союз должен будет одобрить или не одобрить строительство газопровода на территории Союза. Соответственно, для того, чтобы одобрить, наверняка будут поставлены стандартные условия, одно из которых – возможность для других поставщиков газа также использовать газопровод", - отметил он.
"Но это гораздо более важный вопрос для "Газпрома", чем согласие Греции на строительство своего участка, поскольку особенных сомнений в том, что Греция согласится, не было. Греция не является крупным потребителем. Греция не более чем просто транзитная страна в данном случае, либо страна, в котором будет располагаться газовый узел", - добавил эксперт.
Кокин выразил сомнение, что подобный шаг Афин подтолкнет другие балканские государства к аналогичным действиям. "Греция находится в трудном финансовом положении. Для нее может быть сейчас поддержка России нужна по политическим соображениям. В каком-то смысле Греция даже оказалась противопоставлена Евросоюзу в целом из-за своей отчаянной долговой ситуации. Но другие соседи, Болгария в первую очередь, будут ориентироваться на мнение Евросоюза. Безусловно, для них главной будет не их собственная позиция, а позиция Евросоюза в целом по вопросу о допустимости строительства очередного трубопровода, который будет питаться газом, по которому будет поступать газ только из России без альтернативы", - полагает он.
"Поскольку это противоречит общей линии Евросоюза на снижение меры зависимости от импорта российского газа, то я не думаю, что это одобрение будет получено. Оно может быть получено только в том случае, когда сам проект будет достаточно радикально модифицирован с последующим подсоединением, скажем, иранского или азербайджанского газа. Такой план "Газпром" озвучивал, и даже не сам он, а его европейские партнеры. Но все это остается пока довольно неопределенным планом, поэтому согласие ЕС, одобрение ЕС для "Турецкого потока" очень маловероятно в его нынешней конфигурации", - посетовал эксперт.
Вместе с тем он сомневается, что подписание этого документа подтолкнет Брюссель к попытками давления на Афины с целью принуждения их к его денонсации. "Меморандум никого ни к чему не обязывает, это не обязывающее соглашение, поэтому никто ни на кого давить не будет. Его исполнение – это другой вопрос. Я думаю, что даже выход Греции из Евросоюза никакого прямого влияния на ситуацию иметь не будет. Она просто использует сейчас всевозможные козыри в переговорах с ЕС", - уверен аналитик.
"Но для России на самом деле сейчас ключевой, критический вопрос, это, конечно, не Греция, а возможно ли перевести европейских потребителей на снабжение через "Турецкий поток" и получить при этом разрешение у Евросоюза. На самом деле задача это гораздо более сложная, чем просто подписание одной или двух транзитных стран на строительство трубопровода", - подчеркнул Алексей Кокин.
В свою очередь заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отметил, что сегодняшнее событие - "ожидаемое, значение его очень велико". Вместе с тем переоценивать его тоже не стоит. "Вообще значимость меморандумов о намерениях в практике "Газпрома" совершенно не свидетельствует о том, что проект, о котором идет речь, будет реализован. Таких меморандумов "Газпром" заключает множество, из них отстроить нам, дай Бог, половину. Поэтому те условия, которые прописаны в меморандуме, ожидаемые, потому что Греция не готова вкладывать в строительство этого газопровода свои деньги, которых у нее просто нет. Собственно, никаких других значимых условий там не прописано. В принципе, все осталось так, как и было прежде", - считает он.
"Реализация проекта в части строительства газопровода по турецкой границе зависит целиком от одобрения Еврокомиссии, без которого даже если мощности будут построены, использовать их в рамках энергопакетов будет невозможно. Поэтому "Газпром" может подписать такие же меморандумы со всеми странами, в которых планирует произвести развязку, но это ни на йоту не приближает его к цели строительства газопровода. Я могу лишь повторить то, что я уже неоднократно говорил: "Турецкий поток" будет, скорее всего, построен, но в пределах одной, может быть, двух веток, притом ориентируясь на турецкий рынок. Возможно, что в самом благоприятном для "Газпрома" варианте с выходом на рынок Греции и Болгарии, которые очень небольшие, но газ по "Турецкому потоку" не пойдет дальше на другие государства", - сказал эксперт.
Белогорьев также сомневается в том, что меморандум может вызвать болезненную реакцию со стороны Брюсселя. "Я думаю, что Еврокомиссия безразлична к меморандуму, поскольку опять же его юридический вес очень невелик. Он ни к чему не обязывает стороны, его подписавшие. Поэтому Еврокомиссия его, скорее всего, просто не заметила, тем более что в Греции гораздо более серьезные проблемы, которые волнуют Еврокомиссию. В случае, если кризис Греции будет продолжаться и как радикальный вариант страна выйдет из Еврозоны, я не думаю, что это как-то повлияет на российский газотранспортный проект. Греция и так не готова вкладывать никакие инвестиции в эти проекты, она рада любым инвестициям, Греция будет поддерживать любые проекты по строительству газопровода на своей территории транзитной в отличие от Болгарии. Поэтому поддержка Греции останется независимо от ее экономического состояния, от тех политических сил, которые ее возглавляют. При этом позиция Еврокомиссии никак не определяется экономическим состоянием Греции, это совершенно разные явления", - добавил он.
Говоря том, какое влияние сегодняшнее подписание этого документа может оказать на соседей Греции, эксперт отметил, "меморандум имеет некоторое значение для Македонии и Сербии, поскольку хоть какой-то, хотя не юридически обязывающий, но, по крайней мере, ориентировочный документ все-таки принят". "Если бы не было даже этого меморандума, то обсуждать строительство газопровода через Македонию серьезно было бы странно, если нет неприятностей с греческим участком. Поэтому он станет, наверное, некой отправной точкой для дальнейшего обсуждения Македонии и Сербии", - сказал Белогорьев.
"Но решение об их участии никак не будет зависеть от политики Греции, поскольку у каждого свои политические, экономические проблемы, связанные с участием в этом проекте, и Скопье и Белград ориентируются все-таки на европейское законодательство и на Еврокомиссию , от которой сейчас все зависит и в долгосрочной перспективе будет зависеть. Поэтому ожидать от этих двух стран, что они пойдут против консолидированного Евросоюза в лице Еврокомиссии, наверное, не стоит, независимо от политических симпатий России", - резюмировал замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.