Руководитель независимого исследовательского центра ELS Ирада Ягубова рассказала в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа", как сегодня прошли президентские выборы в Азербайджане с точки зрения организации, проводившей exit-poll. В первую очередь Ягубова отметила, что к подобной избирательной активности – она назвала явку в 72,3% - Азербайджан привычен: подобная явка была на прошлых выборах в 2008 году.
Руководитель ELS сообщила, что избиратели "привыкли" к процедуре exit-poll, так как в этом году число отказов от интервью было близко к нулю – всего 5%. "Это означает, что действительно exit-poll перестали быть модной новинкой зарубежных выборов. Также были созданы условия для настоящей анонимности при заполнении анкет - чтобы избиратель мог сам заполнить анкету и никто не видел, как он заполняет. Секретность информации сохраняется. В результате почти все заполняли эти анкеты", - сказала она, добавив, что по отношению к процедуре exit-poll была применена в этот раз такая формула: "если ты хочешь, чтобы тот, за кого ты проголосовал на участке, действительно победил, проголосуй ещё раз".
Ягубова также рассказала о том, что после выборов по данным анкет, содержавших серьёзные вопросы об условиях проведения выборов, будет выпущена книга. "Мы набираем эти анкеты в компьютер, обрабатываем их и получаем результаты, которые позволят в будущем кому-нибудь правильно составить свою избирательную компанию, кому-нибудь позволят сделать определённые выводы из этого, какие ошибки были совершены и так далее", - поведала о пользе анкетирования руководитель ELS, пояснив, что exit-poll выступает как форма общественного контроля, благодаря которой официальные структуры ЦИК могут совершенствовать процесс голосования.
В качестве примера она привела методику измерения демократичности выборов: "мы не находимся внутри участка, мои люди стоят за пределами участка. По тому, насколько демократично / не демократично прошли выборы, мы будем судить по ответам в анкете на 4 вопроса: Оказывалось ли на вас влияние в процессе голосования? Ваши права нарушались / не нарушались? Как вы считаете, правильно ли будет сосчитан ваш голос? Как вы оцениваете организацию процесса голосования? По этому мы можем судить, но только где-то недели через две, когда будут набраны и обработаны все 80 тыс анкет".
В целом, сообщила Ирада Ягубова, по тому, как люди выходили к интервьюерам по всей стране, можно уже судить о проведении выборов: "все интервьюеры говорят, что, в принципе, у тех, кто проголосовал и вышел, не было никаких отрицательных, негативных моментов".