Уклад жизни, обычаи народов Кавказа не допускали, чтобы в обществе были обездоленные дети, но наступили иные времена. Несколько лет назад во Владикавказе появился центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе сердце». О работе центра ВК рассказала его руководитель Таисия Печенкина.
- Учреждения социальной реабилитации образовались в Российской Федерации 16 лет назад. Их по праву называют сегодня спасательными учреждениями. Обидно, что в богатой стране появились социальные сироты при живых родителях. Больно оттого, что, имея близких родственников, дети попадают к нам. Иная ситуация, когда на время их болезни некому оставлять детей. К сожалению, к нам приводят детей родители, которых злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни. Я никогда не думала, что и в Северной Осетии будет создан центр социальной реабилитации. Уклад жизни, обычаи народов проживающих в республике не допускали, чтобы в обществе были обездоленные дети, но наступили иные времена.
Мы помогаем выживать детям, оказавшимся по вине родителей в трудной жизненной ситуации. Мы ни детский дом, ни приют у нас дети находятся временно. Процесс реабилитации проходит по различным направлениям, с улицы дети к нам не попадают, чаще всего приводят тех, кто ходил в школу, но остался без попечения родителей. При поступлении медики определяют их физическое состояние, зачастую будущие воспитанники имеют инфекционные болезни, многих из них вытаскивают с подвалов. Таких детей помещают в специальные палаты республиканской Детской больницы, и после лечения направляют к нам. Эта система в нашей республике отработана. В повседневной работе мы руководствуемся федеральным законом № 120. Взаимодействуем с правоохранительными органами, министерствами здравоохранения, образования и другими структурами, призванными оберегать жизнь детей.
- Были случаи, когда дети сами приходили в центр?
- Да были. Были и подкидыши, но как я уже говорила, дети поступают к нам организованно по направлениям органа опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних. Находятся у нас и дети родители, которых готовятся судом к лишению родительских прав. Воспитанники наши ходят в школу, иногда двенадцатилетних девочек и мальчиков приходится обучать вместе с первоклассниками - достигнув такого возраста, они не могут читать и писать. Планируем открыть на базе центра домашнюю школу, чтобы ребенок за год освоил программу за два класса.
- Как проходит реабилитация?
- Особое внимание уделяется психологической работе - изучаем ребенка, определяем его способности и только после этого начинается социально–педагогическая реабилитация. Она осуществляется как воспитателями, так и социальными педагогами, используем и трудотерапию. Детей, которые находятся в дневном отделении, мы перевели в режим лагеря труда и отдыха. По договору с комитетом республики по занятости населения с 14 лет подростки будут получать денежное вознаграждение. Достаточно серьезное внимание уделяется физическому развитию наших подопечных, в центре оборудован тренажерный зал.
- На какой срок определяются к вам дети?
- Это зависит от того, насколько ребенок нуждается в реабилитации. Однако мы не можем держать подопечных более полугода. Был случай, когда мальчик провел у нас девять месяцев. Раньше дети от нас направлялись в детские дома, теперь в приемные, опекунские семьи. Вместе с органам опеки и попечительства ищем формы жизнеустройства. Если кандидат в опекуны пожелал увидеть ребенка, то мы даем им такую возможность. Мы всегда радуемся, когда удается вернуть ребенка в биологическую семью, к собственным родителям. Находятся люди, которые усыновляют наших воспитанников. В исключительных случаях детей переводим в детские дома. Государство поощряет материально граждан готовых воспитывать чужих детей.