Президент Армении Серж Саргсян подверг резкой критике деятельность правительства, в частности, работу структур, регулирующих сферу госзакупок, в силу выявленных злоупотреблений. В ходе разноса президент обещал повторять подобные мероприятия, отметив многочисленные нарушения, выявленные своей Контрольной службой в сфере госзакупок. Саргсян поручил руководителям всех министерств и ведомств объяснить подчиненным, что впредь подобные нарушения будут караться не только увольнением. В ответ премьер Тигран Саркисян заявил буквально следующее: “Ваши оценки г-н президент являются отрезвляющими, заставляют всех нас внести существенные изменения в нашу деятельность, и мы это обязательно сделаем”.
В армянском обществе совещание, созванное президентом для разноса правительства, расценили либо скептически, либо как очередной пиар-ход в контексте предстоящих президентских выборов и отставки правительства. Однако в обоих случаях акцент был поставлен на ожидаемые после президентского разноса шаги премьера.
В кулуарах правящей Республиканской партии Армении (РПА) говорят, что Саргсян подталкивает Саркисяна к более решительным шагам в направлении ограничения произвола олигархов. Будучи не в силах бороться с олигархами политическими методами, президент, якобы, надеется, что премьер сделает это методами экономическими. В любом случае резкая отповедь президента отрезвила правительство, которое в течение четырех лет не предприняло ни единого реального действенного шага, чтобы сдвинуть буксующую армянскую экономику с места. Президент фактически обвинил своего премьера в допущении откатов и растрате госсредств, и теперь Саркисяну не остается ничего иного как тут же назвать по именам людей, повинных во всех вышеперечисленных пороках. Однако премьер с упорством партизана продолжает хранить молчание - перечислять имена и клички армянских олигархов он явно не намерен. Учитывая же, что армянский политический класс не привык к ответственности за свои слова и действия, открытой борьбы с откатами посредством озвучивания конкретных имен (причем не только министров, берущих откаты, но и олигархов, которые им эти откаты дают) ожидать явно не приходиться. Таким образом, на первый план выходит версия, согласно которой совещание и разнос правительства – хорошо режиссированное Саргсяном и его окружением шоу.
Эта версия подкрепляется тем, что аналогичные упреки и обвинения в допущении безнаказанности и существования политических и экономических монополий в адрес правительства звучали неоднократно. Однако за подобными жесткими оценками ни разу не последовали конкретные действия. Объясняется это тем, что большинство откатчиков-олигархов сидят не где-нибудь, а в парламенте и остальных ветвях все той же системы власти. Контрольная палата традиционно разоблачает подобные хищения из бюджета, однако привлечения расхитителей народного достояния к правовой ответственности за этим не следует.
Фактическое отсутствие в Армении действующих политических, социальных, правовых институтов, а также тот факт, что уровень бедности достиг 38%, говорят о том, что республика по определению не может считаться социальной страной. Таким образом, в любом случае правительство удостоилось однозначно верной оценки со стороны президента, однако, в качестве логического продолжения рядовым гражданам желательно было бы видеть и следующие шаги на этом пути. Эти шаги также укладываются в общую логику, учитывая, что за последние месяцы правительство столкнулось с многочисленными проблемами пополнения бюджета. Поэтому СМИ были наводнены слухами том, что правительство любой ценой стремилось получить от России очередной кредит, на сей раз миллиардный.
Появлению стремления у власти прищемить олигархов и их ценностные интересы можно не удивляться. Олигархи, начиная с 1998 года стали фундаментом существующей в Армении позорной договорной политико-экономической системы. Однако после вынужденного ухода Роберта Кочаряна часть олигархов перестала поддаваться контролю верхушки, что стало для нее существенным ударом. Время от времени власть наносит удары по непокорным богатеям, тем не менее на данный момент президент Саргсян не в состоянии осуществлять тотальный контроль над частью олигархов. Президент был бы не против, если бы премьер немного потряс их, к примеру, внезапно уличив в экономических преступлениях. Таким образом, можно было бы оттеснить от вожделенных кусков экономики непокорных или недостаточно лояльных олигархов, и, лишив кормушки, установить нам ними полный контроль. Однако за все четыре года деятельности правительства Саркисян так и не смог, или не захотел, взять под контроль ту же горнодобывающую промышленность и ряд других крупных рынков. Похоже, что для премьера настает час Х, когда ему придется либо действительно тряхнуть пару-тройку олигархов, либо признаться, что это невыполнимо.
Именно поэтому президентское совещание поставило перед аналитическим сообществом новый вопрос - сменится ли правительство Армении еще до президентских выборов? Если раньше речь шла о вполне логической отставке правительства в поствыборный период, то сейчас отставка может произойти намного раньше февраля 2013 года. Отставка Саркисяна могла бы многих удовлетворить и вдохновить на поддержку кандидатуры действующего президента в феврале.
Не следует забывать и о главной политической силе, желающей поглотить кресло премьера – партии “Процветающая Армения” (ППА). Таким образом, президентский “наезд” на Саркисяна можно расценивать как шаг навстречу Гагику Царукяну и его окружению. Однако этот шаг можно рассматривать и в совершенно ином ракурсе, учитывая, что президент-республиканец одним махом закрыл тему премьерства и премьера, не отправив правительство в отставку, а лишь пожурив его и получив обещание “исправиться”. Тем самым Саргсян взял на себя ответственность за правительство Саркисяна и дал понять, что не собирается делать из премьера козла отпущения. Смена премьера стала бы для президента лишней колонной в выстраиваемой им властной пирамиде, учитывая, что в сложившейся порочной системе управления замена Саркисяна, скажем на Кочаряна, вряд ли привела бы к серьезному социально-экономическому эффекту. В преддверии президентских выборов эта смена стала бы поводом к дополнительным договоренностям с политическими с той же ППА. Как это ни парадоксально, нахождение Тиграна Саркисяна на посту премьера хотя бы до президентских выборов выгодно ППА. Учитывая, что окружение Царукяна всеми силами избегает критики Сержа Саргсяна, именно Саркисян остается для него лучшей мишенью для заявлений в духе оппозиционности, так как уж кого-кого, а премьера критиковать можно сколько душе угодно.
Проблема Армении не в отсутствии критиков власти. С критикой в республике не только мирятся, но и соглашаются. Именно в результате критики некоторые чины, как правило, уже впавшие к этому моменту в немилость, расстаются с вожделенными креслами и отправляются на заслуженный отдых, на Лазурный берег, к примеру, успешно заменяясь другим чином. Другое дело, что в результате этой критики и смены чинов в креслах, сама система не претерпевает изменений, и ни один ее винтик не начинает крутиться в другом направлении. Соответственно, говоря о замене того или иного чиновника (министра или даже премьера) другим, прежде всего следует задуматься над тем, что это даст. Концепция развития экономики, которую фактически определяет правительство, никогда не становилась темой публичных обсуждений в Армении. На бумаге существует сонм приоритетных программ по развитию сельского хозяйства, IT-сферы, туризма и пр., но на деле, согласно той же концепции, экономика существует благодаря распродаже недр и банковско-финансовым операциям. Самыми прибыльными в Армении являются банки, а экспорт развивается исключительно за счет цветных металлов. То, что до сегодняшнего дня государство не установило даже небольшого процента своего участия в этой прибыльной сфере, говорит о многом, в первую очередь о том, что большая часть «тени» в армянской экономике скрывается именно в горнорудной промышленности. Соответственно, искать откатчиков и потенциальных взяткодателей следует именно там.
Впрочем, банковская сфера, которой так гордится правительство, не очень отстает от горнорудной, спекулируя на курсе валюты, всех возможных финансовых операциях и выдавая кредиты под двухзначные проценты. В результате этой деятельности в стране, где повально сокращаются доходы населения, банки получают стабильно-высокие прибыли, даже в условиях мирового финансового кризиса. Реальные владельцы паев в 21 коммерческом банке Армении как правило общественности неизвестны.
Держащиеся на откатах недропользование и банковская сфера стали негласными приоритетами “экономического развития” Армении, в то время как концепция экономического развития социального государства должна строиться на отраслях, увеличивающих доходы как можно большего числа людей. К таковым принято относить сельское хозяйство, легкую промышленность, сферу информационных технологий, туризм, интеллектуальную индустрию. Для этого надо сделать экономику Армении открытой для инвестиций, иначе же говоря, просто не мешать людям работать. И именно об этом президенту Саргсяну и следовало бы поговорить со своим непотопляемым премьером Саркисяном, потому что откаты и прочее на этом фоне – только производные, но никак не корни самой проблемы.
Саргсян разнес Саркисяна
Давид Степанян, Ереван
11920 просмотров