Осенью в Армении ожидаются активные политические процессы, обусловленные подготовкой к президентским выборам. И не исключено, что вновь будет поставлен вопрос отставки премьер-министра Тиграна Саркисяна, социально-экономической политикой которого недовольны как широкие слои населения, так и представители малого и среднего бизнеса, который уничтожается в угоду крупным монополистам.
Слухи об отставке Саркисяна стали муссироваться в связи с ожидаемым в ходе осенней сессии обсуждением отчета правительства о выполнении госбюджета на 2011 года. Ранее вопрос об отставке премьера неоднократно поднимала оппозиция в лице АРФ "Дашнакцутюн" и Армянского национального конгресса (АНК). Интерес в этом плане представляет и позиция бывшей коалиционной партии "Процветающая Армения" (ППА). Так, секретарь парламентской фракции ППА Наира Зограбян в качестве одной из причин, по которой партия не стала частью правящей коалиции, назвала экономическую политику, проводимую в стране."Нынешняя экономическая политика не в состоянии решить стоящие перед страной проблемы миграции, бедности, создания рабочих мест и пр. Депутаты от нашей партии очень красноречиво выразили свою позицию, проголосовав против пятилетней программы правительства",- заявила Зограбян.
Возможно, АРФД, АНК, ППА и "Наследие" попытаются провалить процедуру утверждения парламентом отчета правительства о выполнении госбюджета, в том числе постараются поднять вопрос об объявлении вотума недоверия правительству. Согласно пункту 5 статьи 89 закона "О регламенте Национального собрания", после обсуждения отчета с заключительной речью должен выступить премьер-министр или глава Минфина, который может: первое - поставить на голосование проект решения НС относительно отчета правительства, второе - в связи с выполнением бюджета поставить вопрос о вотуме доверия правительству. В пункте 6 той же статьи отмечается, что, если отчет не будет одобрен парламентом, для чего необходимо простое большинство - 66 голосов из 131, то правительство может поставить вопрос о доверии. А в пункте 4 статьи 55 Конституции сказано, что президент принимает отставку правительства в случае объявления парламентом вотума недоверия правительству. То есть с точки зрения законодательства, процедура утверждения отчета правительства по выполнению госбюджета за 2011 год является в определенной степени шансом добиться отставки премьер-министра. Относительно того, может ли стать невыполнение бюджета на 0,3% поводом для отставки премьера, депутат от АНК, экс-премьер Грант Багратян заметил: "Не знаю, как насчет отставки, но можно сказать однозначно, что этот показатель невыполнения бюджета послужит поводом для серьезного обсуждения".
Словом, если отчет не будет утвержден парламентом, правительство должно уйти в отставку. Здесь необходимо учитывать, что правящая коалиция имеет в НС 75 мандатов из 131. В сложившейся ситуации возникает вопрос о том, почему разговоры об отставке Тиграна Саркисяна, которые не прекращались никогда, вдруг стали распространяться с новой силой, особенно подконтрольными властям СМИ.
Возможно, этими разговорами власти хотят отвлечь общество от насущных проблем, несколько снизив при этом напряженность. Власть время от времени дает понять обществу, что вопросы, связанные с деятельностью того или иного высокопоставленного чиновника, которым недовольно общество, может решить сама. Используется обычный и характерный не только для Армении политический прием - создается фигура "козла отпущения", которого власть, собирается убрать с поста.
Однако, в случае с Саркисяном сейчас это не представляется реальным. Во-первых, он был назначен второй раз только в июне, после парламентских выборов. Представленная правительством пятилетняя программа, кроме как депутатами от правящей коалиции, большей никем не была одобрена. Она была подвергнута очень резкой критике в парламенте, но, тем не менее, программу "продавили": за ее утверждение проголосовали все 75 депутатов от правящей коалиции, один воздержался и 47 проголосовали "против". И вдруг через три месяца может встать вопрос об отстранении премьера, хотя, если судить по официальным статистическим данным, ситуация не является катастрофической.
С другой стороны насколько реально, что президент и возглавляемая им РПА, имея все необходимые рычаги и ресурсы, допустят ситуацию, когда правительству через пару месяцев после утверждения программы, будет объявлен вотум недоверия.
Некоторые СМИ, в первую очередь газета "Грапарак" ("Площадь"), пытаются представить ситуацию так, что сегодня между РПА и ППА идет торг за пост премьера и якобы лидеру ППА Гагику Царукяну президент Серж Саргсян пообещал этот пост. Но для этого Царукян должен поддержать кандидатуру Саргсяна на предстоящих в феврале 2013 года президентских выборах. Подобные сведения неоднократно опровергались ППА, однако слухи продолжают муссироваться.
Между тем, разве возможна где-нибудь такая правящая коалиция, в которой премьер-министром становится или даже теоретически может стать глава партии, имеющей в парламенте меньше мандатов, нежели в данном случае РПА? Если даже предположить, что разговоры о сделке или о какой-то игре между РПА и ППА соответствуют действительности и Царукян согласился в обмен на пост премьера поддержать кандидатуру Саргсяна, тогда сразу же возникает вопрос, по какой причине президент, имеющий как минимум 75 мандатов, должен выполнить свои обещания?
На первый взгляд получается, что провластные СМИ раскручивают совершенно непонятные и лишенные логики схемы. Однако, учитывая грядущие президентские выборы, можно сделать вывод о том, что попытка создания иллюзии переговоров между РПА и ППА, которая, правда, не делает резких заявлений, в отличие от радикальной оппозиции, но, тем не менее, так и не вошла в правящую коалицию, играет против потенциального кандидата от ППА на президентских выборах. Заранее сбивается рейтинг Царукяна, чтобы вызвать у электората определенную подозрительность по отношению к последнему, этим ставится под сомнение его способность проводить реальные реформы.
Кому нужна отставка армянского премьера?
Сусанна Петросян, Ереван
7885 просмотров