В этом году Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней - отмечает вековой юбилей. 31 мая (13 июня) 1912 года он был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете. С 1961 года музеем руководит Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования.
По ее словам, музей создавался как университетский музей учебно-дидактического назначения для студентов. Он был построен на коллекциях слепков, то есть воспроизведений древней, средневековой и возрожденческой скульптуры, и, собственно говоря, он не мыслился при своем возникновении как музей подлинников. Но основатель музея, Иван Владимирович Цветаев, удивительный в своей прозорливости человек, буквально на заре создания музея, когда еще даже не было готово здание, уже предвидел, что музей будет развиваться за счет подлинников. Где-то уже в начале XX века, еще до открытия музея, был сделан дар икон (итальянских, итало-критских), и он восторженно этот дар приветствовал. Этот дар сделал Щекин, российский консул в Триесте. И основатель говорил, что живопись "вдвигается к нам сама собой". Он имел в виду, что мы имели намерение дать место одной только скульптуре, но появилась и живопись. Затем возникла возможность приобрести коллекцию древнеегипетской скульптуры высочайшего качества. Она была собрана профессором Голенищевым - тоже совершенно замечательный человек, ученый, который собрал великолепную коллекцию. Кстати говоря, он основатель кафедры Египтологии в Каире, что говорит о его репутации в этом направлении. Эта потрясающая коллекция, в которой много первоклассных шедевров, тоже поступила в музей, хоть и не без борьбы. Огромную работу провел Иван Владимирович, чтобы это получить себе.
А потом уже все изменилось после революции. Было принято решение сделать в Москве Музей мировой художественной культуры, и, на основе законов революции, а именно национализации частных коллекций а также такого приема, о котором раньше не знали, а именно передачи части уже собранных музейных коллекций других музеев в этот музей, в Музее изящных искусств был создан раздел живописи. Потом случилось событие, тоже в очень сильной политической окраской, а именно в 1948 году указом Сталина был ликвидирован Музей нового западного искусства. Был в Москве такой потрясающий музей, он возник в 1923 году на основе двух совершенно феноменальных коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. По тем временам они собирали то, что еще даже Лувр не собирал, вернее, Лувр отказался от коллекций, которые ему предложил художник Гюстав Кайботт с картинами импрессионистов и постимпрессионистов. А вот два московских купца стали собирать коллекции этих художников. Эти коллекции были национализированы в 1918 году, и в результате в 1923 году был создан этот музей. Это был первый музей современного искусства в мире, потому что Музей современного искусства в Нью-Йорке был открыт только в 1928 году. Коллекция была разделена на две части, и часть ее поступила в Эрмитаж, а часть - к нам. На этом, в основном, формирование музея не то, чтобы закончилось, оно продолжается и сегодня, но самые крупные части коллекций мирового значения поступили в результате этих событий.
В 1974 году в Пушкинском музее была выставлена легендарная "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Это был огромный праздник для всех. Все дни ее пребывания, с 14 июня по 28 июля, ни на один час перед музеем не иссякала очередь. Те, кто не мог попасть вечером, оставались на всю ночь и дожидались утра, чтобы прийти и посмотреть эту великую картину. И это притом, что, имея в виду относительно краткий срок ее экспонирования, надолго задержаться перед картиной было невозможно. Это было такое медленное шествие мимо картины. Я и сейчас вспоминаю, как те, кто посмотрел ее, не поворачивались, чтобы выйти из зала, они пятились спиной и медленно шли, чтобы еще какое-то время картина оставалась перед их глазами. Я, конечно, никогда не забуду, как эта картина пришла в музей. Мы везли ее с аэродрома на машине, естественно, нас сопровождала полиция, были все необходимые процедуры, но главное заключалось в том, что надо было обеспечить ее абсолютную сохранность. Для этого была придумана специальная витрина, к ней было заказано шесть больших стекол, которые закрывали картину, помимо того стекла, которое было на самой витрине. Все это пришло где-то около 12 часов ночи. Уже картину вынули из ее контейнера, ее разместили на нужном месте, и стали устанавливать эти большие стекла витрины. Первое стекло лопнуло, хотя шесть стеклянных покрытий специально заказывали на Украине. Затем второе стекло лопнуло... В общем, лопнуло четыре стекла, после чего один из руководителей министерства сказал мне (а был уже почти час ночи), что его нервы не выдерживают, и он уходит. Но у меня нервы должны были выдержать. После чего пятое стекло тоже лопнуло, но шестое осталось, и картина благополучно простояла все это время. Были приняты все меры предосторожности, в частности, сигнализация, а в соседней комнате круглые сутки дежурила бригада вооруженных людей. Был такой случай: одна женщина, проходя мимо картины, в порыве чувств бросила в стекло розу, и, естественно, раздался сигнал. В ту же секунду из дверей выскочило несколько военных с автоматами, которые закрыли подход к "Моне Лизе". Но публика была в совершенном упоении, вне зависимости от того, сколько она стояла, ведь это действительно легендарное произведение искусства.
100 лет Пушкинскому музею
17450 просмотров