Государственная нефтегазовая компания Японии (JOGMEC) и азербайджанская SOCAR будут проводить совместные сейсмические и геологические исследования на перспективных нефтегазовых блоках в Азербайджане. Это предусмотрено меморандумом о сотрудничестве, подписанном в рамках XXV международной конференции Caspian Oil&Gas президентами SOCAR Ровнагом Абдуллаевым и JOGMEC Тецухиро Хосоно. Япония также рассчитывает получить права на разведку в Азербайджане и вместе разрабатывать технологии.
Как отмечает американское информационное агентство Platts в статье Japan sees further potential in its Caspian oil investments, Япония стремится поддержать нефтяные инвестиции в прикаспийские государства, Азербайджан и Казахстан, пытаясь уменьшить зависимость от ближневосточных стран, в частности Саудовской Аравии, ОАЭ и, в меньшей степени, Ирана. Токио надеется избежать резкого падения импорта из Ирана и каким-то образом освободиться от возобновления санкций США против Тегерана. Об этом заместитель министра экономики, торговли и промышленности Японии Дайсаку Хираки сообщил в интервью Platts на конференции в Баку.
Японский Inpex имеет доли в нефтяном комплексе Азербайджана AЧГ (Азер-Чираг-Гюнешли) и трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан, а также в гигантском месторождении Кашаган в Казахстане. Японский Itochu также имеет долю в АЧГ. Такие проекты, как АЧГ и Кашаган, чрезвычайно важны для энергетической безопасности Японии с точки зрения энергетической диверсификации, ведь в Каспийском регионе заложен огромный потенциал с точки зрения природных ресурсов.
В марте государственная компания JOGMEC предоставила Inpex 60 млрд иен ($ 550 млн) для поддержки расширения казахстанского месторождения Кашаган, которое было введено в эксплуатацию в 2016 году после большой задержки.
На долю каспийской нефти приходится лишь небольшая доля импорта Японии. Около 28 000 баррелей в день было импортировано из Казахстана в прошлом году по сравнению с гораздо большими объемами с Ближнего Востока и 185 000 баррелей в день из России. Причем из России поступает преимущественно легкая нефть с Дальнего Востока.
Но каспийские нефтяные проекты обеспечивают энергетическую безопасность посредством возможных своп-соглашений в чрезвычайных ситуациях, и дальнейшее увеличение производства может помочь сдерживать цены по сравнению с дорогостоящей нефтью региона. Примерно 40% импорта нефти Японии приходится на Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, тогда как около 5% -на Иран.
Что касается санкций США против Ирана, то Япония обратилась за разъяснениями к Вашингтону и подготовилась к перспективе сокращения импорта иранской нефти, что может произойти уже в сентябре.
Япония в течение десятилетия была освобождена от режима санкций США и ЕС. ”Мы импортировали около 170 000 баррелей в день из Ирана, и продолжаем импортировать на том же уровне, - сказал Хираки. - Мы хотим получить освобождение от санкций США, чтобы сохранить данный объем импорта из Ирана. Японские компании не хотят внезапно прекращать импорт. Но позиция США нуждается в уточнении. Ситуация в правительстве США кардинально меняется каждый день В данный момент мы собираем информацию и поддерживаем связь с правительством США. Для сохранения импорта из Ирана нам нужно получать информацию и поддерживать связь с правительством США”.
Относительно дешевая иранская нефть ценится японскими нефтеперерабатывающими заводами частично из-за ее свойств.