Сегодня стало известно о письме Минпромторга России в адрес Минобороны Армении с требованием урегулировать ситуацию, связанную со срывом тендера на поставки в Ереван вооружений. В августе Армения впервые провела военный тендер, условия которого смогла выполнить только российская компания ORSIS, однако тендер был закрыт без объяснения причин, а компания помещена в список неблагонадежных поставщиков. "Вестник Кавказа" побеседовал с главным редактором журнала "Национальная оборона" о том, что это событие означает для российско-армянского военно-технического сотрудничества.
- Игорь Юрьевич, как следует оценивать этот эпизод российско-армянских отношений в военно-технической сфере?
- Я думаю, это довольно локальный, хотя и очень неприятный инцидент. Действия Минпромторга России здесь направлены на то, чтобы защитить репутацию и интересы конкретного производителя российского стрелкового оружия, который по необоснованным причинам был исключен из числа участников тендера, да еще и с некими финансовыми претензиями с армянской стороны.
Это дело абсолютно вне правовой плоскости, оно вписывается в общую канву ухудшения российско-армянских отношений. Армения является очень большим заинтересантом в получении российского оружия, при этом у нее есть определенные ограничения возможностей покупать такое оружие – финансово-экономическая ситуация не позволяет ей покупать то, что хотелось бы.
В целом, военно-техническому сотрудничеству Москвы и Еревана пока что ничего не угрожает, тем более что поставки российского оружия – зачастую единственный способ для Армении обеспечивать свою обороноспособность.
- Каковы преимущества закупок оружия в России для Армении, по сравнению с другими предложениями?
- Главное преимущество – это интересная цена. Закупки российскими вооружениями идут по специальным ценам для стран ОДКБ, так что Армения может рассчитывать на более низкие цены по сравнению с общемировыми. Также, армянская армия вооружена, в основном, советским оружием, то есть старым, требующим модернизации и обслуживания. Российские поставки в этом плане – знакомое, надежное, проверенное оружие.
В то же время, это касается только ведения классической войны, а сейчас все-таки войны ведутся высокотехнологичными способами. К примеру, Азербайджан в ходе апрельских боев за Карабах использовал израильские барражирующие боеприпасы, у Армении такого класса вооружений на тот момент не было. Сейчас она пытается это компенсировать собственными национальными разработками, но конкурировать с Израилем в данной сфере у Армении вряд ли получится успешно, хотя на военных парадах и на демонстрациях военной техники показываются некоторые образцы разработанных в Армении беспилотных летательных аппаратов.
- Как, на ваш взгляд, будут развиваться события, связанные с этим скандалом?
- Не думаю, что этот инцидент станет критическим, хотя, повторюсь, он весьма неприятен и отражает общее похолодание между Москвой и Ереваном. Посмотрим, какая будет реакция Еревана на письмо Минпромторга РФ, который обращает внимание на то, что действия в отношении нашей кампании явно неправовой характер.
От этого будет многое зависеть: если Ереван займет неконструктивную позицию – это одна ситуация, если же он каким-то образом этот инцидент урегулирует – это будет другая ситуация. Поэтому ждем, что скажет Министерство обороны Армении в ответ на письмо Минпромторга, а в зависимости от этого дальше будет понятно, в каком направлении станут развиваться дальнейшие события. В целом, это будет до определенной степени знаковый момент для наших отношений.