Вестник Кавказа

Вред и польза реформы образования

Реформа образования в России с самого начала вызывала весьма неоднозначную реакцию общества. В российских городах проходят митинги, создана Гражданская инициатива за бесплатное среднее образование — добровольный союз граждан, которых не устраивает реформа. Активисты боятся, в частности, что в рамках школьной реформы часть общеобразовательных предметов может стать платной.

«Я пошел в школу в 1956 году, - вспоминает гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. Это был год XX съезда КПСС, и все портреты Сталина, цитаты из учебников повырезали. Мы, тогдашние первоклассники получили весь изрезанный букварь: портретов нет, фразы какие-то вырезаны о великом вожде народов… Реформы, которые мы сейчас наблюдаем в сфере образования, напоминают тот самый букварь, когда что-то остается советским, и что-то пытаются внедрить новое. Советская система полностью разрушена - там были свои недостатки, было много идеологии, особенно в гуманитарных науках, но было и много достоинств. Главное достоинство было в том, что государство свято блюло то, чтобы каждый советский человек получил вначале неполное среднее образование, потом среднее и по возможности высшее».

Говоря о современной системе образования, Хомяков заметил: «Студенты бастуют, преподаватели недовольны низким заработком, вузы закрываются, сокращаются, где-то обоснованно. Но где гарантия, что эти вузы закрылись действительно на самом деле в силу неэффективности? Где эти критерии? Критерии эффективности нашего образования заключаются, во-первых, в количестве известных ученых, которые внесли вклад и в фундаментальную науку, и в прикладную. Второй критерий способность системы образования к расширенному самовоспроизводству. Если нам нужны специалисты такого-то уровня, таких-то специальностей, то они появляются в результате нашей системы образования. Наше школьное образование тоже не самого лучшего качества. Непонятно, почему из школьных учебников исключают Куприна, Лескова, Бабеля, но оставляют Пелевина…»

В защиту реформ выступает директор Института политических исследований Сергей Марков: «реформа идет по требованиям современного рынка труда… Полное повторение советской модели невозможно по многим причинам. Самое главное, потому что это была модель закрытого типа, а мы живем в открытом глобальном обществе. У нас сейчас происходит сочетание советской модели и современной западной модели. Известно, что сам Дмитрий Ливанов, одна из причин, почему он был назначен министром образования, заключается в выдающихся успехах, которые были достигнуты им на посту ректора Института стали и сплавов. Кстати, Институт стали и сплавов, чтобы было понятно, это такое советское название для нанотехнологий. Руководством страны перед руководством Министерства образования поставлена задача сделать так, чтобы рядом с нашими университетами, где работают ученые и преподаватели, были созданы инновационные структуры, способные выводить придумки ученых на мировой рынок».

Говоря о сокращении числа вузов, Марков отметил, что «вопрос стоит не столько о сокращении, сколько об укрупнении университетов. Нам еще нужно снизить, убрать "шарашкины конторы", "рога и копыта", которые по сути дела девальвируют образование. Огромное количество есть этих частных контор, которые неспособны пройти никакие рейтинги эффективности. Чтобы их отделить от нормальных университетов, и были созданы эти рейтинги эффективности. Это трудная задача, но она должна быть выполнена».
16460 просмотров