На днях в Москве и в Баку отметили 20-ю годовщину подписания Соглашения о свободной торговле, что стало поводом для обнародования экспертных оценок в области развития российско-азербайджанских отношений. Свое отношение к перспективам двустороннего сотрудничества в интервью «ВК» высказал замдиректора информационно-аналитического центра МГУ Александр Караваев.
- Что, на ваш взгляд, было определяющим в российско-азербайджанских отношениях последних 20 лет?
- Если мы о позитивных вехах говорить, то им, наверное, исполняется приблизительно около 10 лет, может быть, чуть больше. Все, кто занимается проблематикой наших двусторонних отношений, отсчитывают эти вехи с визита Путина в Баку в 2001 году. После этого визита был подписан ряд важных соглашений, которые потом получили развитие в последующей работе между ведомствами двух стран. Открылись двери для широкого межгосударственного сотрудничества после встречи Владимира Путина и Гейдара Алиева. А затем, в первое десятилетие XXI века эти отношения шли по нарастающей, хотя естественно возникали проблемные моменты объективного характера.
Допустим, когда Азербайджан стал экспортером своего газа на внешние рынки, это был период газовых войн на всем постсоветском пространстве, и Россия получила очень много осложнений в отношениях с Украиной, с Белоруссией, проблем в Центральной Азии.
Решение перевода газового сотрудничества с одной линии на другую, то есть отказ от экспорта российского газа Азербайджану и через некоторое время получение возможности Азербайджаном продавать свой газ в Россию – это пример того, как очень грамотно и цивилизованно решили одну из важных проблем, которая возникла в двусторонних отношениях.
А дальше я бы не сказал, чтобы какие-то революционные были вехи. Просто мы видели, каким образом российские ведомства и азербайджанские ведомства решают вопросы, которые неожиданно или ожидаемо возникали в наших отношениях.
В принципе, все эти решения можно назвать оптимальными. Другое дело, что наши отношения имеют свой объективный предел, и этот предел связан с объемами экономики Азербайджана, с теми возможностями, которые Азербайджан может получить на российском рынке и российские предприниматели на азербайджанском. Мы не можем говорить о том, что перед нами радужные и абсолютно безоблачные перспективы торгово-экономического сотрудничества. Перед нами, в общем, достаточно большой объем работы по тому, как нам развивать наши отношения в современном формате, более сложном, чтобы мы трансформировали то позитивное содержание, которое мы получили в первом десятилетии XXI века на второе десятилетие, чтобы наши отношения отвечали духу времени.
- Каким вам видится будущее социально-культурных отношений России и Азербайджана?
- Есть определенные правила нормального и цивилизованного отношения между близкими друзьями и соседями. В случае межгосударственных отношений это получение широкого доступа к информационному пространству наших стран, к тому, чтобы самые лучшие достижения азербайджанской культуры во всех ее сферах, от современной культуры до классической, получили свою репрезентацию в российском информационном пространстве. И необходимо ответное присутствие российских представителей культуры в Азербайджане. На сегодняшний день, по-моему, в достаточном объеме мы представлены друг для друга, но надо исходить из того, что это не одномоментная какая-то акция – провели выставку, забыли, провели концерт, мероприятие, до свидания. Это должна быть работа регулярная. Мы должны вовлекать современных представителей азербайджанской культуры в свое социокультурное пространство. Это должна быть социальная деятельность.
Что касается отношений между элитами, здесь, в общем, все нормально, и я думаю, что мы будем свидетелями дальнейших очень интересных совместных проектов. В начале октября открывается Международный бакинский гуманитарный форум. Это один из тех проектов, который родился на стыке между элитами двух стран – его инициировали президенты России и Азербайджана. Вот пример того, как рождаются совместные социокультурные инициативы. Это не просто культурные проекты, это социокультурные инициативы, потому что там обсуждаются насущные вопросы, связанные с развитием цивилизации вообще.
- Какие пути развития российско-азербайджанских отношений вам кажутся приоритетными?
- Стоит задуматься о новом витке наших отношений. Надо посмотреть на те ресурсы и возможности, которые есть у среднего и частного бизнеса, в плане организации более широкого доступа к экономикам наших стран. Есть какие-то моменты, которые к политике мало относятся. Много нареканий вызывает вопрос о переходе границ. Некоторые представители бизнеса считают, что если отрегулировать вопросы трансграничного перехода и таможни на реке Самур, то можно в полтора раза увеличить товарооборот. Это совершенно не относится к каким-то геополитическим проектам, вопросам, связанным с большим государственным финансированием, государственными гарантиями, как например, связанными со строительством крупных инфраструктурных проектов.
Стоит сконцентрироваться на локальных точках роста. Они могли бы компенсировать выпадение тех сегментов в двустороннем сотрудничестве, которые так или иначе будут выпадать. Скажем, постепенное снижение закупок азербайджанского газа со стороны России. По всей вероятности, эта тенденция может быть продолжена определенно длительное время. Потому что проблема не в Азербайджане. Существуют определенные проблемы на внешних рынках, и Россия в принципе снижает закупки газа в Центральной Азии и даже у внутренних независимых производителей в России. На этом примере мы могли бы ясно увидеть, что если у нас будет постоянное снижение этой доли в экономическом сотрудничестве, то естественно мы должны наращивать все остальные. Учитывая, что по остальным линиям мы не видим какого-то серьезного продвижения, нам надо искать ресурсы там, где находятся связи между бизнес-интересами участников внешнеэкономической деятельности в широком смысле этого слова.
Возможно привлечение третьих стран и предпринимателей из третьих стран в совместные бизнес-проекты. Имеет смысл продумать какие-то вещи, связанные с созданием новых производственных линий. Но здесь опять мы упираемся в вопрос о государственных гарантиях. Допустим, азербайджанские инвестиции на Северном Кавказе требуют государственных гарантий от России. Точно так же российский вклад в азербайджанские проекты тоже наверняка должен потребовать какое-то оформление в рамках межгосударственного соглашения. Но учитывая рост в информационно-коммуникационных технологиях Азербайджана, на этой базе, мне кажется, можно попробовать в качестве эксперимента создать какой-то совместный инвестиционный проект.