Вестник Кавказа

Объединяющая сила классической музыки

Конкурс Чайковского, проводящийся раз в четыре года, уже несколько десятилетий остается одной из самых авторитетных площадок классической музыки. Впервые конкурс проходил в 1958 году и завершился сенсацией — его победителем стал молодой американский пианист Ван Клиберн. Международная динамика конкурса, в котором в 1958 году участвовали 61 музыкант из 22 стран, в 1962 году – 131 музыкант из 31 страны, в 1966 году – 200 музыкантов из 36 стран, в духе времени подогревала стремление СССР быть "впереди планеты всей", говорят организаторы. После итальянского – международного языка вокалистов - пение на русском серьезно изменило ситуацию с русским репертуаром на зарубежных сценах.

Среди сложных моментов постсоветской истории конкурса организаторы выделяют два: в начале 1990-х конкурс был исключен из Всемирной конфедерации за неуплату взноса; в 1994 году по воле членов жюри (в основном, лауреатов конкурса прошлых лет) до финала не дошло столько сильных конкурсантов, поэтому первая, вторая, третья и пятая премии не присуждались
В этом году у конкурса двойной юбилей – в июне он пройдет в пятнадцатый раз, отмечая не только собственную "круглую" дату, но и 175-летие самого Чайковского. Площадками для молодых музыкантов станут залы Москвы (номинации "фортепиано" и "скрипка") и Санкт-Петербурга (номинации "виолончель" и "сольное пение").

Директор Мариинского театра, дирижер и сопредседатель оргкомитета XV Международного конкурса имени Чайковского Валерий Гергиев ждет от конкурса появления новых имен, одаренных артистов. "Многие страны выразили готовность принимать победителей конкурса Чайковского. Это выступления в Японии, Китае, Южной Корее, в США, Канаде, и во многих европейских странах и конечно, не только в Москве и Петербурге, но и во многих российских городах. У нас есть очень сильные филармонические организации, сильные оркестры и договоренности, естественно, достигнуты".

Говоря о возрастном цензе для конкурсантов – от 16 до 32 лет, - Гергиев заметил: "Григорий Соколов выиграл конкурс в 16-летнем возрасте, Борис Гутников, Джон Огдон, Елена Образцова — в возрасте 31-32 лет. Так что мы просто опираемся на тот опыт, который имел знаменитый конкурс Чайковского в течение десятков лет. Кому-то удавалось, как Григорию Соколову, сразу взлететь на Олимп и держаться на этой вершине десятилетиями, а кто-то шел к победам в конкурсе Чайковского через уже определенный опыт, выступления в ведущих театрах мира, с ведущими оркестрами. Я приветствую и тот и другой вариант. 16-летние и те, кому за 30, должны воспринимать этот конкурс как уникальную возможность либо впервые, либо еще раз заявить о себе и таким образом обеспечить себе колоссальные возможности для продвижения как в России, так и по всему миру".

Гергиев подчеркнул, что конкурс "сталкивается с определенными вызовами немузыкального характера, но этот конкурс не может быть ни политизирован, ни как-то напрямую связан с трудностями, которые сегодня переполняют весь мир — тут Россия далеко не исключение. Мы ждем от молодежи смелой, наполненной творческой работой подготовки к участию в этом замечательном конкурсе".

В интервью "Вестнику Кавказа" член жюри, лауреат первой премии XI конкурса им. Чайковского, пианист Денис Мацуев выразил уверенность, что уровень музыкантов из республик Южного Кавказа будет очень высоким: "Я знаю многих музыкантов - и моих друзей, с которыми я учился, и молодое поколение. Давид Хрикули, на мой взгляд, выдающийся пианист из Грузии, который победил на моем конкурсе в Астане и на конкурсе «Щелкунчик» в Москве. Из Азербайджана есть блистательные музыканты, которые ездят сейчас по многим конкурсам, завоевывают лауреатские звания. Думаю, что и конкурс Чайковского — не исключение. Уже есть заявки из этих республик, и мы ждем 1 марта для того, чтобы начать прослушивания - сначала по видео, а потому уже живые отборы".

"Много раз бывал в Азербайджане, - рассказал Мацуев. – Играл в грандиозной филармонии. Я был знаком с Гейдаром Алиевым, который нас принимал, когда мы ездили туда с Владимиром Федосеевым. Обожаю Баку, просто уникальный город, красавец. И люди такие же там живут. Я играл на фестивале в Габале. Габала – чудный абсолютно городок в горах, в котором проходит замечательный музыкальный фестиваль, куда приезжают выдающиеся артисты и оркестры. В Ереване я тоже неоднократно был и с Владимиром Спиваковым, и с Сати, играем мы с Сергеем Смбатяном, потрясающим молодым дирижером, и с юношеским молодежным оркестром. У нас есть большие планы, и я обязательно туда приеду вновь".

Пианист признался, что часто бывает в республиках Северного Кавказа, особенно в Северной Осетии: "Я был во Владикавказе неоднократно. Я народный артист Северной Осетии. Мой старший друг Валерий Гергиев тоже из этой республики. И для меня это очень близкие, родные люди, я чувствую себя там абсолютно как дома. Я никогда не забуду мой концерт в Беслане, мы с Михаилом Плетнёвым играли там прямо перед школой [номер один]. Один из самых трудных концертов в моей жизни по эмоциональности и, самое главное, по общению с теми детьми, которые были там, с теми людьми, которые это все видели. Эта республика отличается такой уникальной стойкостью, внутренней заряженностью и достоинством, самое главное. И у детей тоже. Поэтому я всегда люблю там гастролировать".

 

11620 просмотров