В России могут ввести обязательные курсы по гармонизации межнациональных отношений для чиновников и руководителей различных уровней, ответственных за национальную политику в своих регионах. Подобная идея может быть реализована в рамках стратегии развития национальной политики. Судя по всему, в первую очередь речь идет об органах местного самоуправления в поселках, селах, городах, поскольку именно они считаются слабым звеном там, где и зарождаются межнациональные распри. На этом уровне важно уметь предвидеть конфликтную ситуацию, для чего необходимы определенные люди со знаниями, которые бы постоянно контролировали этот вопрос на своей территории. Но, к сожалению, чиновники на местах, отвечающие за национальную, этнокультурную политику, зачастую плохо знают этот предмет.
В качестве обязательных предметов эксперты советуют им изучить историю, этническую географию, особенности культуры региона, чтобы в дальнейшем не повторить политической ошибки губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, который опрометчивым высказыванием продемонстрировал не только незнание этноистории родной земли, но и проигнорировал один из основных законов человеческих отношений многонациональной России. 2 августа на расширенной коллегии главного управления МВД по Краснодарскому краю Ткачев призвал "выдавливать" из региона приезжих, в частности представителей народов Северного Кавказа.
Причиной столь негативного отношения к мигрантам у Александра Ткачева стала, по его словам, экспансия в регион жителей соседних Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, и как следствие – притеснение коренного населения края. "Я думал и размышлял, что мы еще успеем: между Кавказом и Кубанью есть фильтр – Ставрополье. Но теперь я вижу, что его нет. Следующие – мы с вами. А кто будет отвечать, когда здесь прольется первая кровь? Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет", – отметил Ткачев, явно не подумав о том, что такое заявление может вызвать ответную реакцию на Северном Кавказе по выдавливанию русского населения.
Задачу "выдавливания" пришлых губернатор Кубани возложил на казачьи дружины, проигнорировав не только исторически сложившийся уклад жизни кубанского казачества, но и элементы контроля за миграционными процессами. А они, как известно, стали частью национальной политики российского государства, назначившего губернатора на должность. Та же политика определяет, что любой законопослушный гражданин России имеет право жить в любой точке России по собственному выбору.
Губернатор соседнего Ставрополья Валерий Зеренков на заявление Ткачева ответил достаточно резко: "Я автомобилист, и я знаю, что такое фильтр. Это запасная часть. Мы никогда не были и не будем запчастью ни для кого. Я не советовал бы больше никакому губернатору высказываться в подобном роде... Мы никого не будем выдавливать, мы будем работать со всеми. Приехал – хорошо, но не нарушай порядок, который устанавливался годами".
Странно, что инициативу Ткачева о "зачистке" Кубани от представителей народов Северного Кавказа поддержал ряд известных патриотических российских общественных деятелей. Такая поддержка была бы уместной лишь в том случае, если бы он заявил, что любой русский, поселившийся в одной из республик Северного Кавказа, будет находиться под его личной защитой. А пока складывается впечатление, что Ткачев, чувствуя недовольство кубанцев бездействием местной власти по устранению последствий наводнения в Крымске, засильем криминальных группировок, сращенных с властью и все нарастающее недовольство центра, принял решение разыграть национальную карту.
Ткачев, видимо полагает, что в такой ситуации президенту России будет трудно отправить его в отставку, поскольку, выступив на стороне межнационального мира, Путин выступит как бы на стороне кавказцев против казаков. Что касается "выдавливания" кавказцев, то всевозможные "зачистки" и прочие силовые методы воздействия относятся к лексикону боевых действий и не имеют под собой правовых механизмов в мирное время. Слова губернатора Ткачева больше походят на провокацию.
Российский гражданин может проживать там, где считает нужным. Другое дело, если какой-либо гражданин нарушает административный или уголовный кодекс, то правоохранительная система должна незамедлительно пресекать это и использовать все возможные средства, чтобы этого не происходило впредь. Если же на Кубани те или иные граждане нарушают законы и им за это ничего не бывает, то это вопрос не к кавказцам, армянам или русским. Это вопрос к региональным подразделениям МВД и лично к губернатору Ткачеву, которому они подчиняются.
Поэтому на заседании правительства премьер Дмитрий Медведев призвал кардинально изменить управление миграционными процессами в стране, подчеркнув, что миграции не нужно бояться, но ею нужно управлять. "Ключевая задача - создать цивилизованный и сбалансированный рынок труда и обеспечить нашу экономику квалифицированной рабочей силой", - сказал глава правительства. Он также отметил, что концепция миграционной политики на период до 2025 года, которая ранее обсуждалась на заседании Совета безопасности в апреле этого года и сейчас утверждена президентом, направлена на улучшение управления процессами миграции, и потребовал не допускать формирования анклавов мигрантами на территории РФ.
Слова Ткачева о "выдавливании" кавказцев многие расценили как "удар в спину России", политическое руководствм которой пытается сохранить хрупкий межнациональный мир. Остается надеяться, что народы, наученные горьким опытом, не допустят межнациональной бойни, а казачество не позволит втянуть себя в чужие политические игры и станет центром самоорганизации русских на Кубани для защиты их интересов, но в рамках правового поля.
Миграция по-кубански
16500 просмотров