Вестник Кавказа

Чавес жил, Чавес жив, Чавес будет жить?...

В конце минувшей недели Венесуэла простилась с президентом Уго Чавесом. На похороны в Каракас приехали 30 лидеров государств со всего мира. Россию представляли президент «Роснефти» и глава совета директоров «Роснефтегаза» Игорь Сечин в ранге спецпредставителя президента, гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Эксперты считают, что венесуэльский лидер оставил большой задел в сотрудничестве с Россией.

«Эпоха Чавеса не закончена. Она в развитии, потому что это действительно поворот в развитии региона, поворот в международных отношениях, связанных, допустим, с отношениями Запада и Востока, - заявила председатель российского комитета по сотрудничеству со странами Латинской Америки Марина Васильева. - Выступая после принятия Конституции в 1999 году в своей передаче Alo Presidente, Чавес сказал: "Я готов быть президентом до 2013 года, и в 2013 году я готов передать власть своему преемнику". Тогда, в 1999 году мало кто предполагал, что передача власти произойдет в этой форме».

«Сложно вспомнить, чтобы смерть лидера где-то там, за океаном так взволновала общественность вообще и журналистов у нас в России, - говорит член Совета Федерации Олег Пантелеев. - Уго Чавеса будут помнить всегда – он уже вошел в историю земного шара. Страна небольшая, но он смог, может быть, своей как раз противоречивостью действительно противостоять мощному воздействию США и заслужил любовь в целом. Но ведь он заслужил любовь не только латиноамериканцев, которые исторически не любят янки и гринго». 

«Он был большой друг России, это было очевидно. Я считаю, что эпоха Чавеса не заканчивается, по крайней мере, может не закончиться, потому что Чавес относится к политикам такого масштаба, что даже после своей смерти они продолжают оставаться политическим фактором, по крайней мере, для Венесуэлы, - считает первый зампред думского комитета по экономической политике Михаил Емельянов. – На выборах, которые пройдут, как было заявлено Николасом Мадуро, через месяц, Чавес будет активным игроком уже после смерти и будет сильным мобилизующим фактором, сильнее, чем он даже был при жизни. "Боливарианское движение" будет долго существовать и будет оказывать влияние на развитие и Венесуэлы, и Латинской Америки, потому что оно носит отчетливо выраженный антиамериканский характер. Квинтэссенция этого движения – использовать ресурсы страны в своих интересах, в интересах страны, а не отдавать их янки. Эта идея популярна в Латинской Америке. 
С точки зрения интересов России, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы это движение существовало, оно наиболее пророссийское. Кандидат в президенты от оппозиции, Энрике Каприлес заявил на выборах, что он откажется от всех оружейных контрактов с Россией, под сомнения будут поставлены и наши нефтяные контакты, хотя это уже сложнее сделать. Поэтому здесь совершенно четкие наши интересы связаны с Чавесом и его последователями». 

«Чавес значим для нас тем, что он символизирует эпоху, эпоху переходную, я бы сказал, эпоху тектонических сдвигов на пути от однополюсности к полицентричному миру, - утверждает директор института Латинской Америки РАН, доктор экономических наук Владимир Давыдов. - Чавес во многом забегал вперед со своей концепцией. Социализм XXI века Уго очень торопил. Его эскапады по внешнеполитической проблематике были средством внутренней политики. Все политики в мире в любой стране используют внешний фактор для реализации внутриполитических задач. Чавес очень часто пользовался этим.
Парадокс заключался в том, что Венесуэла была и оставалась крупнейшим поставщиком нефти на американский рынок. Сдержанность американцев во многом по отношению к Чавесу, хотя можно было бы предположить очень ожесточенную реакцию, объяснялась и этим очень важным обстоятельством. Американцы хотели сбавить квоту Венесуэлы на своем рынке, но поставки венесуэльской нефти выполнялись в соответствии со всеми договоренностями – никаких нарушений дисциплины поставок со стороны Венесуэлы все это время в период правления Чавеса не было. Огромный политический капитал Чавеса, в основном заработанный на социальной политике, будет работать на его последователей, прежде всего, на вице-президента Мадуро, которого Чавес назвал своим преемником. Но обеспечить преемственность очень не просто, потому что нужно не только пользоваться капиталом Чавеса, нужно нарабатывать собственный капитал, а вот в этом большая сложность. Экономическая ситуация в стране тяжелая. Недавно на 30% была девальвирована национальная валюта. Долго сдерживали, эту меру нужно было производить раньше, потому что во всю работал черный рынок и приводил к эрозии венесуэльской экономики. Были выборы, нужно было по политическим причинам ждать, и вот в конце концов приняли эту вынужденную меру. Очень простой вывод из всего этого – резкий всплеск инфляции, неизбежный. На 32% девальвация. Поэтому вызов огромен для последователей. Они могут выиграть выборы, но гарантировать их способность твердо держать руль страны в своих руках я бы не стал в среднесрочном и долгосрочном плане».

«Политика как всегда основывается на экономике, - напоминает гендиректор Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Дмитрий Панюшкин. - В нефтегазовом секторе есть определенные серьезные достижения и перспективы. А военно-техническое сотрудничество это не только военная техника, это машиностроение. Есть перспектива дальнейшего развития. Например, КАМАЗ  имеет сборочное производство с венесуэльцами, поставляет шасси. Это уже большой плюс и перспектива для дальнейшего развития. Тем более, транспорт – это наглядно, все люди видят, это удобно и красиво, и наша задача сохранить эти позиции». 
10650 просмотров