После юбилейного саммита ОДКБ генеральный секретарь организации Николай Борюджа рассказал о ее прошлом и будущем.
ДКБ 20 лет назад
Говоря о причинах создания подписания 20 лет назад Договора о коллективной безопасности, генсек ОДКБ назвал две причины. Во-первых, нужно было на период формирования силовых структур суверенных государств обеспечить безопасность вновь появившихся стран на постсоветском пространстве. Во-вторых, цивилизованно, спокойно решить проблемы развода и создания вооруженных сил, правоохранительных органов, специальных служб вновь созданных государств, что и было сделано в рамках Договора. Благодаря существованию Договора о коллективной безопасности в свое время удалось минимизировать межтаджикский конфликт и фактически обеспечить стабильность в Таджикистане. Это было сделано с участием государств, подписавших Договор. Я был участником тех событий, и знаю, что если бы не помощь со стороны, прежде всего, РФ, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, то вряд ли так успешно разрешились бы проблемы, которые возникли в Таджикистане. 1999-2000 годы - баткенские события, и тоже оказание помощи со стороны государств, подписавших Договор, стало главным фактором для обеспечения стабильности в Кыргызстане.
ОДКБ сегодня
Шло время, появилась необходимость более углубленного взаимодействия, координации по обеспечению безопасности. Вот почему была создана ОДКБ. На сегодняшний день организация создала необходимую нормативно-правовую базу, позволяющую действовать в рамках закона и силовой потенциал, достаточный для решения всех проблем, которые могут возникнуть. Мы имеем необходимые механизмы координации по многим направлениям обеспечения безопасности. Я считаю, что организация состоялась, она заняла прочно свою нишу. Сегодня с ней считаются, ее знают. С нами хотят взаимодействовать, делают запросы относительно тех или иных совместных мероприятий. Эта организация абсолютно дееспособна.
На днях в Санкт-Петербурге прошло заседание Парламентской ассамблеи ОДКБ, в котором принимали участие руководители всех парламентов государств–членов организации. Это направление мы считаем одним из самых продвинутых, которое занимается не только гармонизацией законодательства, но и политической деятельностью по сближению наших государств, решению тех или иных проблем безопасности, в том числе, в свете координации внешнеполитической деятельности на парламентском измерении, что нам тоже очень серьезно помогает.
ОДКБ и евроПРО
Россия обеспечивает безопасность, в том числе, посредством существующего у нее ядерного потенциала. В этой связи, конечно, проблемы с созданием евроПРО и вообще ПРО не безразличны для всех государств, так как подавляющее большинство государств при тех или иных условиях применения этого ПРО попадает под его действие. Вот почему сегодня речь идет о том, что Россия, проводя переговоры, учитывает позиции государств-членов ОДКБ и на регулярной основе информирует о ходе этих переговоров своих партнеров. Это началось еще при Рогозине Дмитрии Олеговиче, который был тогда полномочным спецпредставителем президента по проблематике ПРО, это продолжается и сейчас. Речь пока идет только о том, что государства отслеживает ситуацию по переговорам, говорят о своей позиции, эта позиция учитывается, в том числе, российскими переговорщиками в ходе взаимодействия и контактов с европейцами и представителями США.
Маневры ОДКБ
Все государства, выделившие в состав КСОР свои контингенты – это 6 государств, за исключением Узбекистана, который не подписал соответствующее соглашение – готовы принимать участие в разных форматах в учениях. На последнем заседании Совета коллективной безопасности президент Республики Армения официально пригласил глав государств для участия в этих учениях и наблюдения за действиями войск, в ходе отработки учебных задач. Вопросы, связанные с организацией учений, обсуждались на заседании Совета министров обороны и на заседании Комитета секретарей Совета безопасности в Астане. Армянская сторона очень активно готовится к учениям. Там сделано много с точки зрения оборудования территории, где будут проходить учения, учебного центра, где будут размещаться прибывшие контингенты. Есть ряд проблем, мы их решаем.
ОДКБ и Афганистан
Площадок, на которых обсуждается проблема Афганистана, достаточно много. И очень много форматов. В ряде конференций, различных переговоров, обсуждений я принимаю участие как Генеральный секретарь ОДКБ. Я считаю, что предложение, которое в свое время сделал президент республики Узбекистан, имеет право на жизнь. Это будет достаточно весомое дополнение к тем усилиям, которые предпринимает мировое сообщество по обеспечению стабильности в Афганистане. Во всяком случае, все, что сегодня делается, плюс те меры, которые предложил президент республики Узбекистан, - это просто набор мер, который позволяет воздействовать на всю ситуацию в положительном плане.
Появляется еще ряд проблем. Они обусловлены, прежде всего, внешними факторами, такими как, например, зона нестабильности, формирование военной структуры вокруг государств – членов ОДКБ, попытки группы государств давить, оказывать политическое и экономическое давление на членов ОДКБ. Подготовка большого количества боевиков в лагерях на территории Афганистана из числа выходцев из государств – членов организации. Есть внутренние факторы. Это рост числа приверженцев, так называемых, нетрадиционных форм ислама. Речь идет о возрастании количества лиц, поддерживающих такие организации как «Хизбут ут-Тахрир» и некоторые другие. Это внутренние проблемы социального характера, что в принципе должно учитываться. И мы не исключаем, что будут попытки, используя информационные ресурсы, используя протестный электорат, используя террористические организации, которые сегодня действуют на территории государств, дестабилизировать обстановку в рамках государств, входящих в организацию. Мы не исключаем, что могут быть попытки прорыва бандформирований на территорию государств Центральной Азии, входящих в ОДКБ. Мы не исключаем, что с территории Афганистана будут пытаться дестабилизировать ситуацию, например, в Таджикистане.
Преференции для участников ОДКБ
Достаточно интересная работа ведется с Республикой Армения. Мы там как пилотный проект реализуем задачи, связанные с межгосударственным военно-экономическим сотрудничеством. В рамках этой начатой работы мы в свое время договорились о создании на территории Армении, если не ошибаюсь, пяти или шести совместных предприятий по ремонту, утилизации, модернизации вооружений. И я очень рад, что эти проекты начали практически реализовываться. Это первое. И второе, что теперь не только с Арменией сегодня такие переговоры ведутся, работа такая ведется с Кыргызстаном, с Казахстаном, очень активно ведется с Белоруссией. Эта военно-экономическое сотрудничество, которое интересно для всех стран, потому что в рамках этого сотрудничества мы фактически реанимируем военно-промышленные комплексы в государствах, идет достаточно успешно сегодня. Что касается военно-технического сотрудничества, то в рамках тех соглашений, которые были подписаны в ОДКБ, каждому государству предоставляется преференция при закупках оружия. Могу сказать, что за последние два года количество заказов на основе существующих в рамках ОДКБ соглашений возросло в 2,5 раза. Я считаю, это очень положительная динамика.
Будущее ОДКБ
Самое страшное, что мы можем предположить с точки зрения будущего организации, это чтобы на нас возложили какие-то жандармские функции по наведению порядка в государствах. Это не наш вопрос. Мы работаем и ориентируемся на те вызовы, которые возникают в результате каких-то действий извне. Собственно говоря, это суть нашей организации. Но после событий в Киргизии главы государств озаботились проблемой, когда вдруг возникнет ситуация, при которой государственные структуры не смогут обеспечить безопасность граждан, когда будут полностью разрушены органы власти, когда в стране наступает хаос и когда нет реальной власти и невозможно национальными силами обеспечить свободы, жизнь, здоровье своих граждан. В таких экстраординарных случаях обсуждалась возможность использования потенциала ОДКБ для того, чтобы каким-то образом нейтрализовать эти страшные процессы или явления, которые происходят в том или ином регионе. Не более того.
ОДКБ и НАТО
Создание объектов военной структуры третьих государств или международных организаций вокруг, прежде всего, России – это тенденция негативного характера. Создание элементов ПРО в Восточной Европе – это тенденция негативного характера. Это слом существующего паритета, это наращивание остроты в отношениях. После того, как качественно изменилась ситуация в мире, надо выходить на какие-то взаимоинтересные решения, а не просто в одностороннем порядке создавать те или иные системы или расширять НАТО, а потом на словах убеждать нас, что, ребята, это не против вас. Так же, как говорят по ПРО. Это не против вас. А против кого? Против стран, которые не имеют сегодня ракетно-ядерного оружия? А зачем восстановление баз, создание передовых баз в Болгарии и Румынии? А для чего восстановление военной структуры в Прибалтике? А попытка создания в других регионах? Мы же понимаем, мы же взрослые люди, что это не просто так приехать и распахать поле. Это миллиарды долларов или сотни миллионов долларов, которые вкладываются туда. Для чего? Для того, чтобы потом использовать для достижения политических целей? Тогда это все правильно.
В противном случае все эти утверждения меня ни в коем случае не убеждают ни в каких благих намерениях. Мы их уже очень много раз слышали. Если взять всю историю того, как развивались наши отношения с НАТО: мы договаривались в свое время, что НАТО не будет двигаться на восток, и как она потом туда двигалась, как туда затягивали и заманивали некоторые страны... Это абсолютно неправильная позиция. Только за период после известных событий в Киргизии более сотни граждан Кыргызстана попали в эти лагеря. События, произошедшие год назад в Таджикистане, показали, что в этих лагерях действительно проходят подготовку выходцы из государств - членов ОДКБ, в том числе и Таджикистана. Некоторые из них были захвачены в ходе операции и дали соответствующие показания. И эта информация учитывается в ходе противодействия этому явлению. Во всяком случае, я считаю, что это очень опасно, потому что подготовка ведется достаточно разноплановая, и боевиков готовится достаточно много, и естественно они ориентируются в первую очередь на свои страны, чтобы вернуться и участвовать в политической, а самое главное, в вооруженной борьбе с режимами, которые сегодня существуют в этих государствах. Что касается военного присутствия, то я считаю, что мы должны обеспечить стабильность в Афганистане, обеспечить становление силовых структур Афганистана, с тем чтобы они могли работать потом уже самостоятельно. Есть суверенное право Афганистана и США заключать любые соглашения относительно присутствия тех или иных контингентов на их территориях. Повлиять на это мы не можем. Но то, что такие объекты создаются, то, что эти объекты очень хорошо оборудуются и защищаются сегодня, это известно не только мне, но всем, и понятно, что эти объекты ориентированы не на обеспечение стабильности в Афганистане, это совершенно другая конфигурация.
Мы не вовлечены в процесс переговоров, потому что переговоры ведутся между российскими властями и представителями НАТО, хотя мы владеем обстановкой и ситуацией по этим переговорам. Речь идет об оказании помощи контингентам НАТО, действующим в Афганистане, действующим, кстати, и в интересах государств Центральноазиатского региона в том числе. Если этот вот аэродром "подскока" или объект, который будет содействовать НАТО в переброске грузов, не будет содержать в себе ни военнослужащих НАТО, ни экстерриториальности этих военнослужащих, как, например, сейчас в «Манасе» происходит, то я не вижу ничего страшного. Главное, чтобы были соблюдены все российские законы. Российские законы предполагают транспортировку любых военных грузов с обязательной посадкой и досмотром. Мы это проходили. Кстати, эти российские законы действуют в отношении союзников, и когда нужно было перебросить какое-то вооружение в Таджикистан из другого государства (это было много лет назад), Россия настояла на том, чтобы самолет сел, и его досмотрели соответствующие службы РФ, и потом отправили дальше своему союзнику.