Статья в американском издании Foreign Policy, в которой со ссылкой на неназванных дипломатов и сотрудников спецслужб США утверждается, что израильские ВВС получили доступ к заброшенным военным аэродромам в Азербайджане, да еще вблизи границы с Ираном, наделала немало шума, что было вполне ожидаемо. Учитывая авторитетность "Foreign Policy", а также актуальность иранской темы в мировых СМИ, статья моментально стала одной из самых горячо обсуждаемых новостей в ведущих мировых медиа. Большинство экспертов, в том числе и военных, сходятся во мнении, что доступ к азербайджанским военным аэродромам дал бы Израилю тактическое преимущество во время бомбардировок иранских ядерных объектов: израильские бомбардировщики обошлись бы без необходимости дозаправки в воздухе, а также могли бы брать большее количество оружия на борт - таким образом, авиаудары были бы в таком случае существенно эффективнее. Вопрос в другом, «а был ли мальчик?», точнее, был ли доступ?
Напомним, что Азербайджан уже не раз на всех уровнях подтверждал, что не допустит использования своей территории против соседних государств, в том числе, и Ирана. К тому же подпись Азербайджана стоит и под мартовской "Нахчыванской декларацией", ставшей центральным - официально зафиксированным - результатом встречи глав МИД Ирана, Азербайджана и Турции. Напомним, что в четвертом пункте этого трехстороннего документа стороны решительно заявили, что "они ни при каких обстоятельствах не допустят использования своих территорий для какой-либо угрозы или деятельности, способных привести к вражде". Сразу вслед за подписанием заявления последовал визит в Тегеран главы Минобороны Азербайджана Сафара Абиева, где он в очередной раз заверил руководство ИРИ в том, что с территории Азербайджана не будет вестись никаких антииранских действий. Официальный Баку при этом свою позицию аргументирует дружественным характером отношений с Тегераном и тем фактом, что в этой стране проживают около 30 млн этнических азербайджанцев.
На этом фоне появления опровержения со стороны азербайджанских властей следовало ожидать. И очень скоро официальный Баку назвал эту сенсационную «утечку» недостоверной, да еще в достаточно жестких выражениях. Заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов охарактеризовал статью не иначе, как "домысел, ложь и клеветa". В своих комментариях сайту 1news.az Мамедов заявил буквально следующее: «Взятый нами независимый курс мешает интересам этих кругов, ввиду чего время от времени они, в целях оказания давления на Азербайджан, начинают против него грязную кампанию с тем, чтобы нанести урон имиджу страны и создать напряженность. Появление клеветнического материала в таком авторитетном журнале, как Foreign Policy - из той же серии», - уверен Мамедов. Он подчеркнул, что Азербайджан уже сталкивался с подобной ситуацией и не боится таких угроз: «Мы проводим независимую политику, в интересах своего народа, и никакая сила не сможет повлиять на наш курс». Представитель Администрации Президента выразил сожаление в связи с тем, что публикацией подобного материала журнал Foreign Policy открыл путь к распространению лживых утверждений и для других мировых изданий. «Люди, мало-мальски разбирающиеся в политике в США, Иране, Израиле и других странах, прекрасно понимают, какую клевету несет в себе эта статья и что за этим кроется. Они прекрасно осведомлены о позиции Азербайджана по иранскому вопросу. Мы неоднократно и конкретно выражали свою позицию и продолжаем оставаться при своем мнении», - сказал Мамедов. «Просто нас волнует вопрос, стоят ли за этой публикацией отдельные государства, или это предположения самого автора? В любом случае, публикации Марка Пери вызывают насмешку не только у нас, но и у многих серьезных экспертов и политологов за рубежом. Потому что все они, в том числе, и сам Марк Пери, хорошо знают позицию Азербайджана», - уверен Мамедов.
Таким образом, внешнеполитический советник президента Азербайджана усматривает в материале Foreign Policy попытки давления на свою страну. В самом деле, для Баку столь открытый военный союз с Израилем – это слишком большой риск. И не самый вероятный сценарий действий для официального Баку, где предпочитают вести весьма осторожный и прагматичный внешнеполитический курс, в особенности в отношении такой непредсказуемой страны, как Иран. Появление в Азербайджане баз израильских ВВС дает Тегерану еще и «веский» повод для нанесения ракетных ударов по территории Азербайджана, включая и нефтяную инфраструктуру, и трубопроводы, и коммуникации. И понятно, что на такой риск в Баку бы не пошли. Так что неудивительно, что Новруз Мамедов расценил статью в Foreign Policy как провокацию, направленную против Азербайджана.
Это, впрочем, не единственная версия. Многие эксперты считают, что организаторы «утечки» пытались воздействовать прежде всего на Израиль, который США всячески пытаются удержать от удара по Ирану. Во всяком случае, в израильских СМИ обвиняют Белый дом в преднамеренной утечке, с целью помешать планам ЦАХАЛА нанести удар по Ирану. А бывший советник Пентагона по Ирану и Ираку, Майкл Рубин отметил в интервью агентству "Туран", что если администрация Обамы и разведывательное сообщество США сделали утечку сознательно, то их цель - усложнить задачу Израиля, и одновременно усилить давление на Тегеран. Как считает Рубин, "доверие между Израилем и США не было столь низким со времен администрации Эйзенхауэра в 1950 году". Кроме того, подобные утечки нарушают доверие в отношениях США и Азербайджана, и поэтому непростительны, считает эксперт.
В самом деле, в Баку вряд ли скажут «спасибо» Вашингтону за подобный «подарок» антиазербайджанским кругам в Иране, где и так изобретают все мыслимые и немыслимые поводы для очередных акций против Баку и всеми силами расширяют сотрудничество с Арменией. В силу целого ряда обстоятельств Азербайджан не пошел бы на такой явный антииранский шаг. Во-первых, на карте стоит вопрос безопасности самого Азербайджана. Ведь ответными ракетными ударами со стороны Ирана может быть существенно повреждена нефтегазовая инфраструктура Азербайджана, обеспечивающая стабильный экономический рост. И даже поставленные Россией системы ПВО "С-300" в случае массированного ракетно-бомбового удара не смогут гарантировать безопасности нефтяных объектов. Причем, здесь речь идет не только об экономической безопасности Азербайджана, но не в меньшей мере также и о западных инвестициях в страну, и, в конце концов, о перспективах энергетической безопасности Европы, о которой столько говорится и пишется.
Другая причина - религиозно-политического характера. Не секрет, что Баку во время голосований на различных международных площадках по важным для него вопросам, в первую очередь, связанным с оккупацией Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий, пользуется широкой поддержкой клуба мусульманских стран, а сам является при этом активным членом ОИК и ОИС. При этом, несмотря на всю привычную и громкую антиизраильскую риторику, на существующей кооперации Азербайджана с Израилем в сфере экономики и обороны, по сути дела, не заостряет внимания никто, кроме Ирана. «В активе» у которого дружба с Арменией, страной, которую та же ОИК регулярно признает агрессором. К тому же сегодня с Израилем на «мусульманской улице» активно сотрудничает не только Азербайджан, но и множество арабских стран, прежде всего Иордания, а также Катар и Кувейт. Азербайджан, между тем, декларирует однозначную позицию в "палестинском вопросе", поддержав создание в Палестине двух государств – арабского и еврейского, что существенно сужает поле для возможных спекуляций на тему отсутствия у страны должной "мусульманской солидарности".
Но сотрудничество и кооперация – это одно, а создание военного блока с Израилем против мусульманского Ирана – уже другое. Такой шаг, без сомнений, мог бы сильно ударить по имиджу Азербайджана в исламском мире. Одновременно он имел бы неоднозначные последствия и на внутриполитической арене: в таком случае неминуемо активизировалась бы деятельность оппозиционных исламистских групп, да и светская оппозиция, вероятно, начала бы активно разыгрывать "исламскую карту", играя на чувствах верующих, число которых в стране растет из года в год.
И, наконец, Баку не может не учитывать в своей политике и фактор Анкары. Визит премьер-министра Турции Эрдогана в Иран продемонстрировал в очередной раз, что правительство ПСР не собирается отходить от конфронтационной политики (как минимум, на уровне риторики) по отношению к Израилю. ИА Регнум приводит слова, озвученные главой турецкого правительства в Тегеране: "В беседах со мной аятолла Хаменеи и президент Ахмадинежад неоднократно заявляли о том, что использование оружия массового уничтожения противоречит шариату и канонам ислама", - отметил Эрдоган. "У меня нет оснований не верить словам наших иранских партнеров", - подчеркнул он. По его словам, если Запад столь сильно опасается распространения ядерного оружия, пусть обратит внимание на Израиль, в арсенале которого "так много боеголовок, что это является угрозой для всего региона". На этом фоне оказание прямой военной поддержки Израилю было бы чревато для Баку осложнениями и на турецком направлении.
Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, становится очевидным, что статья в американском издании Foreign Policy не имеет под собой серьезных оснований. Муссируемая версия, что США при помощи этого "информационного вброса" попытались предотвратить достижение соглашения между Израилем и Азербайджаном по поводу использования его аэродромов израильскими ВВС, также представляется несостоятельной. В любом случае, в Баку на такое предательство со стороны Вашингтона не могли бы не отреагировать, и в США вряд ли стали бы так неуклюже накалять двусторонние отношения, где и так создает немало проблем то же «армянское лобби». При этом сотрудничество с Азербайджаном для США куда важнее, чем очередная «пиар-атака» против Израиля – опять-таки если таковая имела место. Потому как, демонстративно «сдав» Израиль, Вашингтон в лучшем случае подтолкнет Тель-Авив к самостоятельным действиям. То есть получит именно то, что пытался предотвратить.
Однако все эти умопостроения основаны на одном допуске, что публикация в Foreign Policy являла собой тонко просчитанный политический ход. Нельзя исключать и того, что глубокой политической мотивировки здесь могло вовсе и не быть, а имела место вполне традиционная даже для таких серьезных изданий погоня за сенсацией, причем в парадоксальном «измерении» и на весьма острую тему. Но в любом случае, вряд ли бы израильские самолеты завтра появились в азербайджанском небе. Хотя бы потому, что остается открытым вопрос, через чье воздушное пространство они туда попадут.
Статья в Foreign Policy: взгляд из Европы
Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
12145 просмотров