Вчера коллегия присяжных Мосгорсуда вынесла вердикт по одному из самых громких дел последнего времени — об убийствe болельщика Егора Свиридова, которое повлекло за собой массовые беспорядки на Манежной площади. Заседатели признали главного подсудимого Аслана Черкесова виновным в убийстве и не заслуживающим снисхождения, но слово «манежка» продолжает оставаться символом того, что на недавней встрече в Общественной палате было названо не емко, но точно: «Конфликты в молодежной среде: существует ли этническая подоплека?». Участники слушаний пытались понять причины межэтнических конфликтов, кто за ними стоит и в чьих интересах разжигание противостояния между жителями одной страны, а также обсудить, совместимы ли культуры различных этносов и как сделать их сосуществование мирным и бесконфликтным.
Лидер организации «Русский образ» Алексей Михайлов
Почти год прошел со времени пресловутой «Манежки». Тема, конечно, заезженная, избитая. Но надо сказать, что она задала повестку практически на весь этот период. Какие итоги? Что за это время изменилось? Я помню тоже пришел по приглашению в Общественную палату, выступал одним из первых, я видел абсолютную отчужденность от того, что говорил, оправдывая эту акцию. Я говорил, что она не несла в себе погромный характер, что она была мотивирована.
Сейчас я вижу изменения даже в официальной политике. Мнение о том, что межнациональные конфликты происходят только потому, что некие провокаторы, фашисты разжигают межнациональную рознь, постепенно уходит. Есть и провокаторы, есть и разжигатели, но есть и проблемы. Это как с болью. Боль можно подавлять медикаментами, можно рану расковыривать, он нужно-то чувствовать свой организм и изживать причину проблем.
В чем эта проблема состоит с точки зрения русского большинства? Самый вызывающий раздражение фактор сегодня – это агрессивное поведение кавказской молодежи, прежде всего из Дагестана. Дальше идут криминал и коррупция, которые тоже в массовом сознании небезосновательно часто увязывают с Кавказом. Коррупционные связи этнических общин и криминальная деятельность не находила должного отпора со стороны государства. Еще один раздражающий фактор, который можно наблюдать, правда, через СМИ, это ряд северокавказских республик с их показной роскошью, с их непомерными тратами. У людей возникает вопрос, откуда это все? Из чьего кармана берутся эти средства. И наконец, позиция власти, которая была такой, что во всем виноваты провокаторы, все нормально, спите спокойно. А те, кто пытался поднять этот вопрос, неадекватно наказывались.
Видя такое отношение, обыватель, русский человек перестает чувствовать себя в своей стране. Он отчуждается, понимает, что страна, государственный аппарат существуют для кого-то еще. Это опасный фактор, который выходит за рамки национальных отношений. Проблемы в межнациональных отношениях в свое время развалили Советский Союз. И очень похожий сценарий может быть запущен и сейчас. Поэтому я призываю не прятать проблему, не искать крайних в лице политических организаций, а договариваться и принимать какие-то меры.
Я бы выделил несколько направлений. Первое – русский вопрос. Он потихоньку начинает выходить на повестки тоже, но пока еще власти его немножко побаиваются, по-моему, сейчас еще думают, а стоит ли вообще его поднимать. Россия - многонациональное государство. С этим нельзя поспорить. Но это еще и русская страна, которая создавалась как русское государство, прежде всего, русскими, которые объединились. Такова структура представления нашей страны, если мы говорим, что она существует не 20 лет, а более. Это тоже должно быть как-то выражено, может быть, в конституции, государствообразующая роль русского народа и национального равноправия всех этносов, проживающих здесь.
Оценка и признание проблем со стороны этнических общин тоже должна прозвучать на государственном уровне. До сих пор этого не было. Есть что-то такое подспудное, мол, кто-то себя нехорошо ведет. Но слова в публичном пространстве, осуждающие, призывающие общины вести себя корректно, должны быть сказаны.
Позволю себе сделать отступление и привести один пример. В Ростове на национальной почве месяц назад произошла поножовщина. Местные активисты нашей организации и, по-моему, представители армянской общины организовали совместное заявление, которое имело два основных посыла. Первый - давайте не будем из этого делать межнациональный конфликт. Второй - обращение к друзьям, родственникам главного подозреваемого, что не надо скрываться, надо сдаться следствию, чтобы было проведено расследование. Это возымело свое действие, конфликт был решен, и уголовное дело получило правильное развитие.
И последнее. Должен быть прямой переговорный процесс. Сейчас часто в диалог между этническими общинами, организациями, сообществами, социальными сетями влезают лишние посредники. Часто эти посредники неадекватны и преследуют свои цели. Давайте как-то избавляться от них.
Глава Союза студенческих землячеств, член Клуба «Многонациональная Россия» Кантемир Хуртаев
К удивлению многих я соглашусь со многим из того, что сказал Алексей. Однако есть вещи, с которыми согласиться очень трудно. Действительно, с событий на Манежной площади прошел уже почти год, но никаких принципиальных изменений мы не наблюдаем. Этой проблеме уделяется больше внимания, создаются какие-то институты, выделяются деньги на новые программы, но ничего принципиального, такого, что внушало бы уверенность, что проблема будет решаться, мы не видим.
Действительно, можно наблюдать неадекватное, вызывающее поведение кавказской молодежи, которая приезжает на обучение в большие города, но надо посмотреть на ситуацию и с другой стороны.
Во-первых, что видит приезжая молодежь, когда приезжает в эти города? Она видит, как себя ведет местная молодежь, которая тоже далека от идеала. Часто мы видим девушек, идущих с бутылкой пива, курящих, полураздетых. Мы видим матерящихся парней.
Во-вторых, приезжая в большие города, кавказская молодежь нуждается в адаптации и интеграции. Необходимо с ними проводить системную работу. Причем не только с кавказской молодежью, но и всей приезжей молодежью. Здесь также существует определенный пробел. Сталкиваясь с единичными фактами дискриминации, кавказская молодежь начинает замыкаться в узких национальных, этнических сообществах. Там начинают проводить радикальные экстремистские настроения, эти настроения и провоцируют вызывающее поведение. Именно это раздражает местных. Причина, мне кажется, объективна. Если здесь подойти с умом, наладить эффективную работу по адаптации приезжих в больших городах, проблема решаема, все в наших силах и в силах власти.
Летом мы проводили форум на Домбае, куда пригласили представителей самых различных слоев, в том числе, представителей русских националистов, и Алексей там присутствовал. Тогда мы поняли, что у нас нет никаких принципиальных разногласий, противоречий. Все мы хотим жить в одной большой стране, хотим жить хорошо. Все мы считаем, что действительно надо уважать права человека, что недопустимо ущемление прав и интересов других людей, народов, наций. Необходимо уважительное отношение. Однако постоянно происходят конфликты.
Вывод напрашивается один - нас кто-то целенаправленно ссорит. Проводится системная работа. Существенная роль в этом принадлежит средствам массовой информации, которые часто неадекватно освещают события с участием представителей разных национальностей. Этим событиям сразу придается национальная подоплека. Создаются мифы, создаются стереотипы, причем как о кавказцах, так и о русских. Эти мифы и стереотипы не позволяют нам мирно жить, сосуществовать в одной среде. Наша история, наш опыт показывают, что народы уже веками, столетиями жили вместе мирно, и сегодня у нас начали происходить проблемы.
Сегодня как никогда необходима конструктивная площадка, где бы объединялись все здравомыслящие силы нашего общества, как русские националисты, так кавказцы, так представители других национальных слоев и обществ. Мы уже не первый раз собираемся на этой площадке «Многонациональная Россия», такая площадка в принципе существует. Здесь участвуют и представители русских националистов, и представители других слоев нашего общества. Только объединившись, мы сможем решить эту проблему. Только осознав, дав правильную оценку происходящему, мы ее решим. Проблемы в принципе все решаемы.
Руководитель молодежного комитета Российского конгресса народов Кавказа Султан Тогонидзе
Первой площадкой для конструктивного диалога между оппозиционными друг другу силами националистической молодежи и кавказских организаций был Кавказский форум российской молодежи, который был проведен нами в Карачаево-Черкесской республике. И Алексей не даст соврать, что такой диалог, такое взаимодействие были достаточно успешными в рамках этого форума. Был Алексей Михайлов, Александр Босых, Дмитрий Дёмушкин. Также были привлечены конфессиональные представители, в том числе из Русской православной церкви, был Максим Марков, из муфтията были официальные лица. Диалог действительно возможен, и тому пример Кавказский форум российской молодежи. В работе форума мы смогли найти несколько моментов, на которые можно опираться, от чего мы можем отталкиваться. На сегодняшний день уже есть вопросы, на которые мы нашли общее ключевое решение, общую позицию. Есть предварительная договоренность, понимание, что такие лозунги как «Хватит кормить Кавказ!», и это признают представители националистических организаций, не соответствуют действительности и являются некорректными.
Представители националистических организаций предложили написать письмо, чтобы сделать все бюджетные вливания, средства, которые идут в Северо-Кавказский федеральный округ прозрачными. Мы согласны подписаться под этим письмом, чтобы любой гражданин мог зайти на сайт соответствующего министерства и увидеть – сколько, что, куда. Хорошо бы, чтобы вливания в Москву и другие регионы тоже были прозрачными - для возможности сопоставления.
Межконфессионального конфликта в Российской Федерации нет. Есть обострение с одной и с другой стороны, радикализация молодежи. Есть конфликт бескультурья. Но конфликта между конфессиями, как нам пытаются навязать, конфликта между христианской и мусульманской цивилизацией не существует.
Нужно взаимодействие молодежи в рамках профилактики асоциального поведения молодежи, в частности кавказской молодежи, которая приезжает из регионов СКФО и ведет себя неподобающе традиционным ценностям. Такое взаимодействие ведется. Мы ходим по вузам, говорим со студентами, планируем провести расширенную встречу кавказской молодежи со всеми постоянными представителями субъектов СКФО при президенте РФ. Площадку нам в ближайшее время должны предоставить. Кавказская молодежь сможет задать вопросы, которые ее волнуют, а старшее поколение в лице официальных представителей властных структур сможет высказать свое назидание кавказской молодежи.
Относительно «русского вопроса» - такая проблема существует. Речь идет об уязвимости русского населения, потере традиционных ценностей. Но хотелось бы, чтобы в этом случае не искали козлов отпущения в лице кавказских народов. Кавказцы при правильном подходе готовы выступить в авангарде помощи русскому населению и быть первыми помощниками. Главное, как мы будем воспринимать друг друга. Я призываю всех к диалогу и тесному конструктивному взаимодействию.