Для популяризации творчества мастеров декоративно-прикладного искусства в Чечне недавно вышел первый справочник-каталог о народных мастерах. Сотрудники Центра народного творчества в течение года выезжали в районы республики, встречались с мастерами, записывали историю того или иного вида искусства, собирали экспонаты. По словам экспертов, в Чечне издавна существовали богатые традиции декоративно-прикладного искусства. Свидетельство тому - чудом сохранившиеся экспонаты: медные кувшины, изделия гончаров глубокой старины из доисламской эпохи, старинные поделки прикладников - наконечники острог, стрел, копий. На некоторых предметах можно разглядеть солярный символ, христианский крест, свастику, бывшую в стародавние времена одним из символов хетто-хурритской цивилизации.
«Мы думали, что две военные кампании не способствовали развитию этих видов творчества. Однако уже в первой командировке по республике, при первом же знакомстве с мастерами декоративно-прикладного искусства опасения развеялись. Прикладники Чечни – представители самых разных национальностей. Среди них есть и русские, и ногайцы, и, конечно, вайнахи, все они полны решимости и дальше развивать народное творчество. Это ковроткачество, отделка холодного оружия, зодчество, присущее чеченскому этносу, кузнечное дело, ювелирное, гончарное искусство и многое другое. В советское время, особенно в 1970-1980-е декоративно-прикладное искусство стремительно развивалось благодаря инициативе педагогов и работников учреждений культуры клубного типа», - рассказал менеджер проекта Руслан Кизаев. Сегодня многие прикладники Чечни имеют своих учеников и передают им секреты своего мастерства. Это представительницы станицы Воскресеновская, где делают войлочные ковры, Гилани Усманов народный мастер России, лауреат многочисленных премий по разным номинациям, художник по дереву и металлу из станицы Знаменская. Многие бывшие трудные подростки, сегодня его ученики, участвуют в выставках федерального масштаба. В почетный ряд ремесленников вошла Зоя Савченко из Грозного, будучи от рождения глухонемой, она активно передает ученикам свой талант. Уникальные вышивки, гобелены, портреты на дереве, и многое другое из ее работ есть в коллекциях известных людей страны. Являясь лауреатом международной премии «Филантроп» за 2006 год, она сегодня в самом расцвете творческих сил.
По словам Кизаева, видавшие виды старые меха, кнутовища, инкрустированные чеканными серебряными вставками, топорища с металлическими вставками в художественном исполнение, музыкальные народные инструменты говорят о том, что декоративно-прикладное искусство Чечни было больше творческим процессом, а не только деятельностью, вызываемой жизненными обстоятельствами. Такой же вывод делают специалисты архитекторы, изучая строение горных башен и культовых ансамблей на территории горной Чечни. Радиоуглеродный анализ показывает, что некоторые башни построены не позднее XIV века. Сегодня они стоят без единой трещины, и это притом что территория республики считается сейсмически опасной зоной.
Известно, что строительный раствор средневековые зодчие использовали необычный, на основе яичного белка (желтка) и извести. Вместе с тем чеченские башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом. Они стояли так, чтобы с парапета можно было увидеть костер в окне ближайшей башни. Таким образом, чеченцы передавали сигнал об опасности и за очень короткое время по всей Чечне узнавали о приближении врага. Недавно власти взялись за реставрацию архитектурных памятников - основной фронт работ это реконструкция кровли и межэтажных перекрытий.
Ремесленники Чечни
Тимур Уцаев, Грозный
33360 просмотров