В Тбилиси продолжается суд над двумя израильскими бизнесменами, арестованными в Батуми минувшей осенью. Главу компании Nirrnetco (Overseas) LTD Зеева Френкеля и почетного консула Турции в Эйлате Рони Фукса обвиняют в попытке дать взятку заместителю министра иностранных дел Грузии Автандилу Хараидзе. Арест вызвал предсказуемую реакцию в Израиле (Френкель и Фукс считаются личными друзьями президента Переса) и беспрецедентно обострил отношения между двумя государствами, до сих пор считавшимися если не союзниками, то друзьями и близкими партнерами. Глава МИД Израиля Авигдор Либерман направил грузинскому коллеге Григолу Вашадзе гневное письмо и в очень жестких выражениях потребовал немедленно освободить бизнесменов. Министр иностранных дел Израиля выразил особое возмущение тем, что израильтян пригласили в Грузию (причем пригласил их премьер-министр Ника Гилаури) и, по сути, устроили им ловушку. Израильская сторона убеждена, что грузинские спецслужбы организовали против Френкеля и Фукса провокацию, чтобы не платить 100 млн дол., которые те отсудили у грузинского государства по решению арбитража Всемирного банка.
Эта история длится уже около 20 лет. Зеэв Френкель и Рони Фукс впервые приехали в Тбилиси в 1991 году и оформили с грузинским правительством долгосрочный контракт по разработке углеводородов и управлению нефтепроводами, обещав инвестировать в страну десятки миллионов долларов. Впрочем, осуществить проект им не удалось, поскольку в январе 1992 года, президент Грузии Звиад Гамсахурдиа (вместе с ним и правительство) был свергнут в результате военного переворота. Правительство нового президента Эдуарда Шеварднадзе заключило в 1995 году договор с британской British Petroleum, обвинив израильских бизнесменов в срыве прежнего контракта.
По большому счету, нынешняя администрация (пришедшая к власти в 2003 году после свержения Шеварднадзе) не имеет к тому давнему конфликту отношения. Но поскольку именно считается правопреемницей обеих предыдущих администраций, то международный арбитраж постановил взыскать с правительства Саакашвили 100 млн дол. в качестве штрафа за невложенные бизнесменами инвестиции и неполученную ими прибыль. Решение спорное, ведь Фукс и Френкель не потеряли в Грузии ни цента, поскольку ничего не тратили, но суд есть суд.
Можно предположить, что нынешнее грузинское правительство, не желающее платить умопомрачительную сумму в качестве штрафа по обязательствам двух предыдущих грузинских администраций, нашло бы способ затянуть процесс выплаты, оспорив решение арбитража или найдя другие юридические зацепки с помощью квалифицированных адвокатов. То есть правительству Ники Гилаури наверняка бы удалось либо отложить выплату на годы, либо значительно уменьшить сумму.
Но тут сами израильские бизнесмены допустили роковую ошибку: узнав о намерении правительства Грузии подать апелляцию и затянуть процесс, они попытались решить вопрос так, как он наверняка был бы решен в «старой, доброй Грузии» – предложив грузинскому чиновнику «откат» в размере 7 млн дол. только за невмешательство и отказ от обжалования судебного решения. В Грузии времен Гамсахурдиа и Шеварднадзе такой ход привел бы к желаемому результату. В конце концов, чиновники могли договориться с бизнесменами (ссылаясь на авторитет Всемирного банка) о реструктуризации долга и выплаты в течение нескольких лет, что вполне устраивало истцов. Однако Фукс и Френкель не учли, что современная Грузия - другая страна, где подобные «номера» не проходят.
Получив предложение о взятке, Автандил Хараидзе сообщил об этом в Департамент конституционной безопасности и записал несколько встреч с Фуксом и Френкелем с помощью скрытой видеокамеры. Эти пленки, запечатлевшие, как бизнесмены подробно рассказывают о схеме перечисления «отката» на счета Хараидзе, и стали главной уликой прокуратуры на проходящем в Тбилиси процессе.
Дело Френкеля-Фукса показательно тем, что стереотипное представление о Грузии, основанное на опыте советского и постсоветского периода, не имеет ничего общего с нынешней грузинской реальностью. Эта ошибка может очень дорого стоить незадачливым бизнесменам. Им грозит 10 лет тюрьмы и миллионный штраф. В любом случае, вновь поставить вопрос о ста миллионах им удастся только через несколько лет. Если, конечно, грузинская прокуратура не снизойдет до заключения с ними «процессуального соглашения» на ту же сумму.
Грузино-израильский скандал
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
25030 просмотров