На днях Киргизия стала пятым полноправным членом Евразийского экономического союза, открыв границу с Казахстаном. При этом Бишкек не закрыл рубежи с Таджикистаном и Узбекистаном. Неделиметированными остаются огромные участники киргизско-таджикской и киргизско-узбекской границы, с множеством спорных территорий, контрабандой, тотальной криминализацией, коррупцией и с перманентно возникающими конфликтами между жителями приграничья разных национальностей.
Официальная церемония открытия киргизско-казахстанской границы с участием президентов двух стран Нурсултана Назарбаева и Алмазбека Атамбаева чуть было не сорвалась из-за случившегося очередного столкновения между киргизским населением и анклавно проживающими в том же Баткенском районе таджиками. Одна из сторон заблокировала другой дорогу на кладбище, а вторая в отместку перекрыла водоснабжение. В результате потасовки более десяти человек получили ранения, в том числе и огнестрельные от выстрела из охотничьего ружья. «Коктейлем Молотова» были сожжены несколько домов и повреждена автомашина.
На этот раз силовикам удалось оперативно вмешаться в ситуацию и погасить конфликт в зародыше. По мнению экспертов, такая оперативность была связана с приближавшимся официальным вступлением Киргизии в ЕАЭС. Премьер-министру Киргизии Темиру Сариеву пришлось экстренно вернуться из отпуска и инициировать создание межведомственной комиссии, которая должна была заняться разбирательством и изучением причин очередного обострения. Однако кардинально изменить ситуацию эта комиссия не сможет, поскольку граница не демаркирована. Из 970 км государственной границы с Таджикистаном Бишкек утвердил только 519. Аналогичная ситуация и с Узбекистаном – из 1378 км делимитировано только 1054.
По мнению экспертов, есть несколько причин того, что пограничные вопросы в Центральной Азии не решаются десятилетиями. Такая ситуация удобна некоторым влиятельным лицам - дыры в границах упрощают провоз контрабанды. Другая причина, по мнению эксперта по Центральной Азии, политолога Аркадия Дубнова, в том, что стороны и не стремятся к компромиссу.
«На мой взгляд, мы имеем дело с несколькими факторами. Неделимитированность границы, конечно, играет свою роль. И не видно политической воли ни Душанбе, ни Бишкека, чтобы сесть за стол переговоров, договориться, решить проблему и положить конец бесконечным стычкам и конфликтам. Каждая из столиц занята своим делом. В одной (Душанбе, – «ВК») преследуют политическую партию, пытаясь отправить ее в небытие под предлогом исходящей от нее якобы угрозы исламского экстремизма. В другой (Бишкеке, – «ВК») готовятся к парламентским выборам и одновременно выявляют «иностранных агентов»».
Учитывая частые пограничные конфликты, эксперт не исключает и того, что в их возникновении могут быть заинтересованы лидеры местных национальных общин. Разогревая конфликт, а затем активно участвуя в сглаживании ситуации, они укрепляют свое положение. Стоит держать в уме и то, что конфликты отвлекают внимание обществ от серьезных проблем, которые существуют в обеих странах.
Неурегулированность пограничных и приграничных вопросов стала одной из причин того, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев только 6 августа дал официальную отмашку на вступление Киргизии в ЕАЭС. Таможенные пункты на казахстанско-киргизской границе все еще остаются, хотя официально и Бишкеком, и Астаной объявлено об их упразднении. Все это говорит лишь об одном – определенная настороженность в отношении Бишкека у Астаны все еще остается.
Проблема могла бы решиться проще, если бы Таджикистан стал очередным, шестым членом интеграционного экономического объединения. Однако вопрос вступления Душанбе в ЕАЭС остается открытым. На днях глава МИД этой страны Сироджиддин Аслов в очередной раз повторил, что Душанбе не будет спешить со вступлением в ЕАЭС, и пока будет внимательно изучать этот вопрос, опыт стран, уже вступивших в этот альянс.