Вестник Кавказа

Москва-Тбилиси: стамбульский процесс пошел

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В Стамбуле прошла очередная встреча российских и грузинских экспертов. О темах, которые обсуждались в рамках «стамбульского процесса» и атмосфере, царившей на экспертном форуме, «Вестнику Кавказа» рассказал один из его инициаторов, профессор, доктор философских наук, директор Международного центра по конфликтам и переговорам, политолог Георгий Хуцишвили.

- Господин Хуцишвили, насколько представительным был форум в Стамбуле?

- Думаю, для ответа на ваш вопрос достаточно назвать имена участников. С грузинской стороны во встрече участвовали директор Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе, бывший заместитель министра по урегулированию конфликтов, Георгий Вольский, бывший министр экономики, доктор экономических наук, ведущий сотрудник Грузинского фонда стратегических и международных исследований Владимир Папава и руководитель Программы по предотвращению конфликтов международного центра по конфликтам и переговорам Тина Гогелиани. С российской - доктор политических наук, профессор, исполнительный директор политологического центра "Север-Юг" Алексей Викторович Власов; Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирина Яковлевна Кобринская; сотрудник Московского центра Карнеги Владислав Семенович Курске; кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, главный редактор журнала «Мировая экономика и международные отношения» Андрей Виленович Рябов; кандидат экономических наук, доцент, зав. сектором Института экономики РАН Борис Ефимович Фрумкин; профессор института Европы Российской академии наук, доктор исторических наук, Алла Алексеевна Язькова, а также координатор программ Европейского центра по предотвращению конфликтов Захид Мовлазаде (Нидерланды).

- Какие темы обсуждались на этот раз?

- Мы обсудили общую ситуацию в российско-грузинских отношениях в плане экономики, политики, законотворчества и человеческих контактов. Беседовали о новых тенденциях, заметных после парламентских выборов в Грузии, о том, как может развиваться политический процесс. Все участники согласились, что российско-грузинские отношения необходимо улучшить с учетом того, что есть нерешенные проблемы, которые вряд ли удастся разрулить в ближайшее время. Но улучшать отношения все же необходимо.

- Прозвучали ли конкретные предложения?

- На мой взгляд, самым важным был постулат о том, что улучшение российско-грузинских отношений не должно зависеть от грузино-абхазских и грузино-осетинских проблем. Абхазская и югоосетинская проблематика – отдельная тема, требующая особого диалога, но грузино-российские отношения не должны от нее зависеть. Другими словами, разрешение конфликтов с Абхазией и Южной Осетией не должно стать предусловием для улучшения отношений между Россией и Грузией. 
Например, мы обменялись мнением по вопросу восстановления сквозного железнодорожного движения между Россией и Грузией – какие есть преимущества, каковы риски. Но это не столь актуально, потому что проект находится лишь в зачаточном состоянии. Прозвучала лишь идея, которую мы поддержали.
Договорились о том, что будем всячески способствовать российско-грузинскому диалогу по широкому спектру вопросов: политических, экономических, культурных, спортивных, научных и так далее. Считаем, что в этом смысле очень важно активизировать общество для интенсификации диалога. 
Пока трудно сказать, какого результата смогут достичь две страны в этом процессе. Необходимо проявление доброй воли с обеих сторон. Но общественность должна проявить активный интерес к улучшению межгосударственных отношений и четко заявить: мы желаем сначала упорядочить, а потом улучшить взаимоотношения.

- Были ли индивидуальные встречи между участниками?

- Разумеется, в перерывах между общими дискуссиями мы беседовали со многими коллегами. Обсуждение вопросов, возникших в ходе пленарных заседаний, продолжалось потом в ходе индивидуальных встреч с глазу на глаз. И таких вопросов было очень много. Все остались довольны атмосферой, царившей на форуме. Некоторые участники даже договорились продвигать совместные проекты.

- Где пройдет следующая встреча?

- Мы планируем проинформировать о нашей позиции не только общественность России и Грузии, но всех, кто интересуется проблематикой российско-грузинских отношений в Европе и США. Некоторые из участников уже были в Вашингтоне и провели там интересные встречи. В начале 2013 года планируем отправится в Брюссель для встречи с членами Европарламента и европейских политических кругов, а также экспертного сообщества. 
Но самое главное: в изменившихся условиях мы должны перейти на качественно иной уровень и проводить встречи как в Москве, так и в Тбилиси. Организовать такую встречу в Тбилиси не составит никакого труда, потому что россияне могут приезжать в Грузию без виз, но вот насколько нам удастся встретиться в Москве – большой вопрос, потому что получить российскую визу для гражданина Грузии – огромная проблема. 
Поэтому, мы совместно обратимся к властям России с просьбой, решить этот вопрос. Хотя и понимаем, что в условиях отсутствия дипломатических отношений сразу отменить визы невозможно. Но ведь Грузия решила вопрос, низведя получение визы до простой формальности в аэропорту. Это было бы проявлением доброй воли с российской стороны.

- Насколько участники довольны условиями работы в Стамбуле. Какова была общая атмосфера на форуме и вокруг него?

- Организация форума достойна самых высоких оценок. Нас поместили в отличную гостиницу в центре Стамбула. Заседали в гостиничном конференц-зале. Начинали работать в 10 часов утра. Потом был перерыв на обед, и продолжали работать до 18 часов. Но и вечером проходили неформальные встречи за ужином. Были также кофе-брейки между заседаниями по разным темам. 
Сами встречи разделили по блокам: российско-грузинские отношения, вопросы региональной безопасности, влияние на российско-грузинские отношения  евроатлантического вектора внешней политики.
Хотел бы добавить, что мы завершили исследования по вопросу восприятия грузин в России и россиян - в Грузии. Исследования параллельно проводили Московский центр Карнеги и Тбилисский центр по конфликтам и переговорам. Через несколько месяцев мы опубликуем результаты и для нас очень важна оценка других участников диалога. 
Атмосфера встречи была очень открытой и доброжелательной. Все эти три дня мы жили с надеждой, что российско-грузинские отношения, несмотря на все проблемы, вполне могут развиваться. Можем достичь того, чтобы возобновились контакты на человеческом уровне, российский рынок открылся для грузинских товаров и так далее. Мы готовы предоставить экспертную помощь тем политическим кругам, кто реально способен сдвинуть процесс с мертвой точки.

По итогам встречи ее участники приняли заявление:
16-17 ноября 2012 года состоялась очередная встреча в рамках «Стамбульского процесса» российско-грузинского экспертного диалога, начавшегося вскоре после августовского кризиса 2008 года. Участники встречи, учитывая меняющиеся условия и появляющиеся возможности, а также, исходя из интересов обеих сторон, предлагают следующие меры по нормализации российско-грузинских отношений. Осознавая, что процесс достаточно длительный и сложный, мы считаем целесообразным сосредоточить внимание на те ключевые направления,  которые могут дать ощутимый эффект в ближайшей перспективе. По нашему общему мнению, этому могло бы, прежде всего, способствовать решение ряда проблем в гуманитарной, культурной и экономической сфере между нашими странами.

В гуманитарной и культурной области целесообразно: 
стимулировать контакты между общественно-профессиональными группами, особенно в среде молодежи;
восстанавливать связи в научно-образовательной сфере;
способствовать развитию экспертного сотрудничества в формате регулярных консультаций (прежде всего, через интернет);
облегчить визовый режим для граждан Грузии вплоть до его полной отмены;
способствовать развитию туризма.

В сфере экономических отношений:
в соответствии с нормами и правилами ВТО в ускоренном режиме решить вопрос сертификации и допуска грузинской агропродовольственной продукции на российский рынок;
содействовать развитию приграничной торговли;
институционализировать процесс торгово-экономических отношений путем открытия представительств ключевых экономических министерств и ведомств, а также Торгово-промышленных Палат, создания постоянно действующего Круглого стола грузинских и российских предпринимателей.

В области политики и безопасности:
восстановить межпарпламентские и экспертные связи по актуальным вопросам региональной безопасности, включая кризисную ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, на Северном и Южном Кавказе;
особое внимание обратить на борьбу с терроризмом и проявлением религиозного экстремизма, учитывая в первую очередь обеспечение безопасности Сочи-2014.

По общему мнению, постепенному процессу нормализации отношений могло бы способствовать воздержание от неприемлемых для обеих сторон форм риторики и сложившихся негативных стереотипов. Мы также считаем, что рассмотрение ряда особо сложных проблемных вопросов между сторонами необходимо отложить на некоторое время, в зависимости от характера развития процесса. 


18185 просмотров