Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган объявил о намерении властей изменить стратегию национальной безопасности страны, исключив из нее положения о внутренней угрозе. Тем самым правящая партия вновь подтвердила курс на изменение конституции и постепенное снижение влияние армии на жизнь общества.
По словам Эрдогана, политический документ национальной безопасности не имеет силы закона. "Красная книга", как еще называют стратегию национальной безопасности Турции, готовится Генштабом и окончательный вид принимает после одобрения Советом национальной безопасности и правительством. Турецкая газета "Радикал" называет этот документ "весьма спорным", напоминая, что в нем дается оценка внутренним и внешним угрозам, с которыми сталкивается Турция.
Документ периодически обновлялся и в этом году из него может исчезнуть термин «внутренняя угроза». Это на первый взгляд очень абстрактное понятие имеет вполне практическую основу. За ним скрывается возможность армии вмешиваться в дела любого региона Турции для наведения там правопорядка в случае, если военное руководство признает ситуацию требующей немедленной реакции. Причем все это может происходить без учета мнения гражданских властей.
Как пояснил ВК главный редактор русской секции турецкого телеканала "6news" Тогрул Исмаил, в Протоколы по безопасности и общественному порядку, как они называются в Турции, в 1997 году были внесены поправки, разрешившие армии наводить порядок в провинциях без предварительной санкции гражданских властей. Речь, в первую очередь, шла о труднодоступных районах, где полиция либо отсутствует, либо не обладает должными ресурсами для реагирования на возможные беспорядки.
Порядок в этих местах обеспечивают силы жандармерии (военизированной полиции) – аналог российских внутренних войск. Однако в Турции эти части подчиняются не министерству внутренних дел, а армии. Отсюда споры о роли и традиционно сильном влиянии армии на жизнь общества.
Толчком к мерам противодействия со стороны правительства послужила информация о новом заговоре военных, который получил название Balyoz - "Кувалда". Якобы некоторые армейские чины задумали свергнуть правительство Эрдогана, внести хаос в общество, устраивая взрывы различных объектов в стране, вплоть до мечетей, арестовывая тысячи неугодных лиц, прибрать власть в свои руки. Насколько реальны обвинения и существенна доказательная база, сказать трудно. Турецкая газета, впервые 20 января обнародовавшая эти сведения, сдала в правоохранительные органы четыре компакт-диска с расшифровками разговоров и планами заговорщиков.
Однако начальник Генштаба турецкой армии Илкер Башбуг напрочь отверг все обвинения о возможности такой бесчеловечной акции, обратив внимание на "слишком громкие разговоры" о предполагаемой попытке совершения военного переворота. Он заверил, что вооруженные силы уважают турецкие законы и принципы демократии. "Для вооруженных сил единственным приемлемым путем смены правительства являются выборы. Мы считаем, что те дни (военных переворотов) забыты и каждый взял из этих событий свой урок", - подчеркнул Башбуг.
Однако общий ажиотаж разогрел прежний скандал, связанный с переворотом, раскрытым еще в 2007 году. В январе 2010 года стартовал уже второй процесс над членами организации "Эргенекон". Судят 56 человек, включая генералов, журналистов и ученых. Их обвиняют в организации вооруженной террористической группы, которая намеревалась силовым путем отстранить от власти правящую в Турции Партию справедливости и развития, близкую к исламистским взглядам.
Возвращаясь к "внутренней угрозе" необходимо сказать о спорах, которые идут в турецком обществе по этому вопросу. Сторонниками протоколов приводится мнение, что, в случае необходимости, существующий порядок принятия решений обеспечивает оперативность действий военных. В то же время отмена положения о праве военных действовать по своему усмотрению сильно ударит по их позициям. Все это, по мнению Тогрула Исмаила, происходит в рамках политики руководства страны по уменьшению роли армии во внутренних делах Турции. Это вполне естественный процесс по демократизации страны и в ее стремлении идти в Европу и соответствовать критериям развитых демократий.
Добавим, что турецкий премьер вновь высказался за принятие новой конституции взамен ныне действующей, принятой после военного переворота 1980 года. "Мы хотим завоевать для нашей страны Конституцию, которая будет отвечать нормам Евросоюза. Она должна быть гражданским Основным законом, и идеальным путем для этого мы считаем референдум", - сказал Эрдоган.
Эрдоган не видит "внутренней угрозы"
Евгений Кришталёв
16105 просмотров