Еврокомиссия сообщила об утверждении нового восьмого пакета антироссийских санкций, куда вошло введение потолка цен на нефть.
Отмечается, что Брюссель со следующего года установит законодательную базу для определения потолка цен на нефть из России для ее транспортировки по морю с декабря и нефтепродуктов - с февраля 2023 года.
Кроме того, Евросоюз расширил список санкционных мер на импорт и экспорт стальной продукции, техники, химикатов, пластика, сигарет и ряда российских товаров на 7 млрд евро. Также россиянам запретили держать криптоактивы в странах сообщества.
В заявлении Еврокомиссии сказано, что ЕС будет вводить санкции против лиц, которые будут способствовать обходу антироссийских ограничений.
Как заявил глава МВД Сербии Александр Вулин, Евросоюз введением ограничений против России ввел первый пакет санкций против Сербии, которая зависит от поставок российских энергоносителей через Хорватию.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" вице-президент группы компаний "НьюТек Сервисез", профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Валерий Бессель, потолок цен на российскую нефть, как и нефтяное эмбарго, бьет прежде всего европейским предприятиям.
"Если мировые цены на нефть окажутся выше установленного ЕС предела, то Россия попросту не будет продавать нефть в Евросоюз. Надо сказать, что заменить российскую нефть Евросоюзу по-прежнему нечем. Если в 2020 году мы поставили на энергетические рынки 195,5 млн т нефти и нефтепродуктов, то в прошлом году – 210 млн т. Россия является крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов на европейские рынки, все европейские НПЗ ориентированы на поставки нашего мазута", - напомнил Валерий Бессель.
"Неясно, что Европа будет теперь делать. Никаких свободных мощностей нефти на рынке для замены российских поставок нет. Если говорить об американской нефти, то их сланцевая нефть – легкая. Она годится для переработки на НПЗ очень низкого технологического уклада, из нее можно получать только самые дешевые нефтепродукты. А НПЗ Европы имеют индекс Нельсона 10, то есть рассчитаны на переработку как минимум средних и тяжелых нефтей, такой как российская смесь Brent", - обратил внимание экономист.
"Конечно, и мы тоже европейский рынок пока заместить не можем. Но если цены на нефть будут расти и нам придется снижать добычу, значит, мы снизим затраты на производство. Если при этом выручка у компаний останется той же, поскольку меньшие объемы нефти продаются по большей цене, то прибыль будет расти за счет снижения затрат. Следовательно, будут расти и доходы государства с учетом налога на прибыль, который платят все компании. Плюс у компаний появится возможность остановиться в своем беге и подумать, как переориентировать наши технологические достижения на азиатский рынок", - рассказал Валерий Бессель.
"До того мы пользовались оборудованием в основном из Штатов и из Европы, а теперь мы четко понимаем, что надолго должны начинать кооперацию с Китаем, делать технические условия под китайское производство и потреблять их технологии и технику. Китай может произвести вообще все, включая буровые установки", - добавил эксперт.