Вестник Кавказа

Планы России и Ирана на Каспии могут привести к изменениям транспортной логистики в регионе

В последнее время большое внимание уделяется созданию Астраханского транспортного узла, за которым многие видят портовое будущее Северного Каспия. Комментируя происходящие преобразования, заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Станислав Федулов отметил, что решение о переносе мощностей для операций с грузами из Астрахани за пределы города соответствует концепции развития города.

Хотя окончательно вопрос о переносе мощностей из порта Астрахань не решен, заявлено, что основным перегрузочным районом в низовьях Волги и Северного Каспия станет порт Оля.

Развитие порта Оля как части Астраханского транспортного узла осуществляется по схемам государственно-частного партнерства. В рамках проекта уже освоено порядка 8,1 млрд рублей, в том силе 5,1 млрд рублей частных инвестиций и 2,9 млрд рублей федеральных. Общий объем финансирования составляет более 14 млрд руб, а освоение по первому грузовому району достигло 57,3%.

Федеральной целевой программой (ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2010-15 годы)" предусмотрено строительство 1-й очереди Второго грузового района порта Оля. Второй грузовой район предназначен для перевалки контейнеров, генеральных и накатных грузов, организации паромной переправы, а также для создания нефтеналивных комплексов в связи с открытием в северной части Каспийского моря нефтяных месторождений.

Проектирование Второго грузового района планируется в 2014-15 года, начало реализации - с 2015 года. Общий объем финансирования составляет 3,425 млрд рублей, в том числе 625 млн средств федерального бюджета и 2,8 млрд из внебюджетных источников, сообщил Станислав Федулов в интервью PortNews.

Как сообщил чиновник, помимо этого реализуются инфраструктурные проекты по развитию деятельности различными портами с вложением инвестиций в основной капитал.

Целью этих проектов является последующее развитие портовой базы астраханского транспортного узла, сокращение простоев железнодорожного и морского транспорта при погрузо-разгрузочных работах с гарантией сохранения груза по качеству и количеству.

Совокупный грузооборот портов консолидированного морского порта (включая Оля и Бузан Порт) за 2011 год составил 6,69 млн тонн. При этом импорт грузов составил 186,1 тыс. тонн, а экспорт 4 млн 637,7 тыс. тонн. Объем каботажа составил 1 млн 866,3 тыс. тонн. Увеличение перевалки грузов в 2011 году наблюдается по следующей номенклатуре: контейнерные перевозки 106,8 тыс. тонн (рост на 27%), металл 4 млн 752,4 тыс. тонн (рост на 28%), нефтеналив 331,5 тыс. тонн (рост на 32%) сера 1,9 млн тонн (рост на 33%).

Судозаходы в целом за 2011 год выросли в сравнении с 2010 годом на 5,1% - до 11,347 тысяч единиц, в том числе в порту Оля - 999 ед.

На территории Астраханской области планируется также создание промышленно-производственной особой экономической зоны (ППОЭЗ). В настоящее время исполнительными органами Астраханской области, совместно с "Объединенной судостроительной корпорацией", в состав которой входят астраханские судостроительные предприятия, ведется определение потенциальных резидентов ППОЭЗ и выполняется подготовка пакета документов для предоставления соответствующей заявки в Минэкономразвития России.

Как отметил Станислав Федулов, создание ППОЭЗ стало возможным благодаря принятию федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства".

Концепция развития порта Оля предусматривает два этапа - возведение первого грузового района грузооборотом 4 млн тонн в год, расположенного в непосредственной близости от села Оля, и строительство второго грузового района, расположенного в 4 км южнее первого с проектным грузооборотом 26 млн тонн в год.

Развитие порта Оля приобретает особое значение в свете недавно анонсированных Ираном планов строительства судоходного канала Каспий-Персидский залив. Как сообщал ранее "Вестник Кавказа", речь идет о строительстве трансконтинентального канала протяженностью около 600 километров, из которых почти 350 километров пройдет по фарватерам рек Кызылузе, впадающей в Каспийское море, и Керхе, впадающей в Персидский залив.

Стоимость работ по прокладке водной артерии Каспий-Персидский залив, по оценкам иранских специалистов, составит $6,5-7 млрд. Проект соединяет Северную Атлантику с Индийским океаном по кратчайшему пути, и его создание может отодвинуть стратегическое значение черноморско-эгейских проливов и Суэцкого канала на второй план.
16135 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ