Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о важности стабильности на Южном Кавказе и ожидании новой эры, которая может начаться после того, как Азербайджан и Армения подпишут мирное соглашение
«Желаем, чтобы с подписанием мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией началась новая эра в регионе»
– Эрдоган
Он отметил, что в список приоритетов Турции входит поддержание стабильности на Южном Кавказе.
Интересы Турции на Южном Кавказе
Научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о заинтересованности турецких властей в скорейшем заключении мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Он подчеркнул, что эта линия укладывается в общий стратегический курс Анкары.
"Сейчас Турция чувствует, что получила влияние на урегулирование данной проблемы. В последнее время Турция больше позиционирует себя как государство-миротворец, и заключение мирного договора между Азербайджаном и Арменией при активном содействии Анкары было бы важным результатом в копилке турецких миротворческих усилий. Турция также позиционирует себя в качестве региональной державы, чья политика имеет глобальные последствия – мы наблюдали это и в рамках сирийского кризиса, и сейчас наблюдаем в рамках украинского конфликта. Поэтому она хотела бы, чтобы ее подход имел последствия и в случае урегулирования азербайджано-армянской проблемы", - сказал он.
"Поэтому в юридическом аспекте подписание мирного договора Баку и Еревана при содействии Анкары даст повод Турции еще раз заявить о том, что "мир больше пяти" – такова политика Эрдогана, которую он проводит на международной арене, показывает, что необходимо внести реформы и коррективы в работу ООН и в частности Совета Безопасности ООН. Стабилизация мира на Южном Кавказе позволит Эрдогану усилить свою риторику и предъявить мирный договор Баку и Еревана в качестве еще одного международно-правового элемента, доказывающего его правоту. И это только юридические выгоды Турции от мирного договора", - обратил внимание Амур Гаджиев.
Востоковед отметил, что наиболее эффективным участие Турции в урегулировании было бы в рамках платформы "3+3". "Турция может содействовать и принимать участие в механизме шестисторонней платформы с участием России, Ирана и Турции, а также Азербайджана, Армении и Грузии. Данная платформа "3+3" существует с переменным и пока еще ограниченным участием Грузии, но она работает. По крайней мере, уже есть определенные наработки, с помощью которых можно двигаться в сторону решения проблем безопасности в регионе. Турция могла бы использовать свои ресурсы для продвижения этой платформы, а затем использовать влияние, возросшее на Южном Кавказе, в конструктивном русле в решении азербайджано-армянской проблемы", - пояснил он.
"Конечно, Турция также способна поддерживать проекты регионального масштаба, которые были бы интересны обеим сторонам – экономические, энергетические и транспортные. Набор тех ресурсов, которые Турция могла бы задействовать в конструктивном русле для стабилизации Южного Кавказа, впечатляющий, и с их помощью можно добиться реальных результатов", - заключил Амур Гаджиев.