ЦИК Турции повел итоги состоявшихся 14 мая выборов - граждане выбирали президента и состав парламента. Избрать главу государства одним туром не удалось.
Эрдоган и Кылычдароглу
Менее 1% не хватило действующему президенту Реджепу Тайипу Эрдогану, чтобы одержать победу в первом туре. По данным турецкого ЦИК, его поддержали 49,4% избирателей. Его основной соперник - оппозиционный кандидат Кемаль Кылычдароглу получил 44,96% голосов.
Таким образом, ни один кандидат не заручился поддержкой 50% избирателей, значит 28 мая в Турции будет проведен второй тур президентских выборов, по итогам которого страна узнает имя своего президента.
Парламент Турции
Лидером на выборах в парламент стал "Республиканский альянс", он получает более половины мест в парламенте - 321 кресло. В альянс входят "Партия справедливости и развития" Эрдогана, "Партия националистического движения", "Новая партия благоденствия" и "Партия великого пути", последняя, несмотря на принадлежность к лидирующему альянсу, не получила ни одного места в парламенте.
Турецкая оппозиция в парламенте заполучила 213 мест, столько собрал "Народный альянс", включающий "Народно-республиканская партию" Кылычдароглу, "Хорошую партию" и несколько других.
Альянс "Труда и свободы" получает 66 кресел в парламенте, в ее составе Левая партия "зеленых" с прокурдскими кандидатами и "Рабочая партия Турции".
Другие итоги
Явка на выборы стала рекордной, участие в голосовании приняли 88,84% избирателей. Отметим, что из 53,9 млн бюллетеней 1 млн был признан недействительным.
Кандидат в президенты от правого блока "Альянс "АТА" Синан Оган заручился поддержкой 5,22% избирателей, сам альянс не прошел в парламент.
Мухаррем Индже, ранее отказавшийся от гонки, стал обладателем 0,43% голосов, которые ЦИК страны посчитал за действительные.
Турция выбирала между президентской и парламентской властью
Директор российского Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев, автор YouTube-канала "Юрий Мавашев", в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание, что итоги первого тура выборов говорят в первую очередь о расколотости турецкого общества на два политических лагеря.
"Один лагерь – это сторонники президентской республики, и другой лагерь – сторонники парламентаризма. Подчеркну, речь идет не о сторонниках Эрдогана и Кылычдароглу, а именно о сторонниках двух разных форм государственного устройства Турции. Те, кто вчера голосовали за Кылычдароглу, выбирали не столько конкретного политика, сколько возращение к парламентской форме правления. Это ключевой момент, о котором почему-то многие забыли, увлекшись оценками конкретных персоналий. А ведь в 2017 году, во время референдума о переходе с парламентской на президентскую форму правления было то же самое, голоса делились почти пополам", - прежде сказал он.
Востоковед подчеркнул, что Кылычдароглу не может быть долговременным лидером в случае перехода власти в руки сторонников парламентаризма. "Кылычдароглу еще пока не успел зарекомендовать себя как успешный управленец. Он, скорее, лидер переходного периода. Многие эксперты склоняются к тому, что, вероятно, Кылычдароглу не задержится во власти, если победит: в лучшем случае досидит до конца срока, а дальше будут другие лидеры. Там есть куда более яркие политики, как Мансур Яваш, Экрем Имамоглу и Мераль Акшенер", - напомнил Юрий Мавашев.
Почему альянс Эрдогана взял большинство в парламенте?
Эксперт отметил, что если исход президентских выборов соответствовал прогнозам – у Эрдогана большинство, но менее 50%, в связи с чем будет второй тур – то победа альянса Партии справедливости и развития с Партией национального движения стала неожиданностью для аналитиков.
"Парламентское большинство у ПСР и ПНД – это загадка. "Партия справедливости и развития" не является популярной, без ПНД она не в состоянии собирать голоса, потому они и находятся в союзе. Можно предположить, что произошел некий размен: на случай, если Эрдоган проиграет во втором туре, что не исключено, партия оставляет за собой парламент. Такое вполне может произойти, поскольку в случае поражения Эрдогана на президентских выборах неизбежно должен быть глобальный политический размен, так как целиком и полностью такая большая сила, как Эрдоган и его партия, не уйдет бесследно", - сообщил Юрий Мавашев.
"Речь идет, разумеется, не о подтасовках, а о том, что Национальный альянс, который сейчас возглавляет Кылычдароглу, больше концентрировался на президентских выборах изначально, а не на парламентской избирательной кампании, и это могло быть следствием неких договоренностей. У Кылычдароглу ведь есть очень тесные контакты с ПНД, они были всегда. Мы не можем знать всей совокупности закулисных переговоров, а наличие договоренностей не исключено", - заключил директор российского Центра изучения новой Турции.