О перспективах роста пропускной способности Срединного коридора или Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), рассказал премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
Срединный коридор проходит от Китая до стран Европы. Основная часть маршрута - железнодорожная, также перевозки ведутся по Каспийскому морю.
"В прошлом году объем перевозимых по нему грузов увеличился в два раза и достиг 1,7 млн тонн. При этом благодаря реализации дорожных карт, подписанных с Азербайджаном, Турцией и Грузией, в текущем году через ТМТМ будет перевезено 2 млн тонн грузов, а до 2025 года пропускная способность маршрута достигнет 10 млн тонн",
– заявил Смаилов.
В развитии Срединного коридора заинтересованы не только страны, непосредственно участвующие в проекте (Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция) но и международное сообщество. Грузы по коридору преодолевают путь от Китая до Европы за 20-25 дней.
Данный маршрут был создан в 2014 году, однако всплеск интереса к нему случился в прошлом году, на фоне геополитической обстановки.
Рост грузоперевозок зависит от инфраструктуры
Экономист Ровшан Ибрагимов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание, что многократный рост грузоперевозок по "Срединному коридору" будет обеспечен за счет Китая. "Расчет идет на увеличение перевозок из Китая в Европу, а не в обратном направлении. Прежде всего речь о контейнерных перевозках, на которых специализируется Китай и ради которых и организован "Срединный коридор". До конца года в Азербайджане будет введена в эксплуатацию вторая стадия порта Алят, сфокусированная именно на перевалке контейнеров", - сообщил он.
Эксперт подчеркнул, что объемы грузоперевозок по "Срединному коридору" будут зависеть исключительно от развития инфраструктуры в странах-участницах этого маршрута. "Китай готов перевозить столько, сколько возможно. Поэтому вопрос больше в том, какие объемы смогут переваливать порты Казахстана и Азербайджана, а также сколько смогут перевозить железнодорожные пути. В этой связи не только Азербайджан, но и Казахстан готовится расширять возможности своих портов. Как стало ясно по итогам визита президента Ильхама Алиева в Астану, страны будут заниматься интенсивной координацией по обеспечению своевременной логистики и таможенных отчетов перевозки товаров, что напрямую влияет на скорость и объемы перевозок", - поведал Ровшан Ибрагимов.
"По мере увеличения объемов грузоперевозок ведутся переговоры и об увеличении мощностей железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и в то же время мощности казахстанской дороги, где на данный момент скорость перевозок не отвечает требованиям современного мира. Они, возможно, модернизируют свое железнодорожное полотно. По мере необходимых напрямую реформ в транспортном секторе объемы будут расти, но удастся ли поднять их в пять раз, покажет время", - подчеркнул экономист.