После четырех долгих лет критики и открытой враждебности Европа может вздохнуть спокойно – на смену Дональду Трампу приходит Джо Байден. Politico.eu рассуждает, как может выглядеть перезагрузка отношений США с Европой по ключевым вопросам.
Торговля
Трамп объявил Европу "врагом" США в области торговли и ввел пошлины на сталь и алюминий, а также на европейские вина. Хотя тон Америки станет более дружелюбным, администрация Байдена вряд ли в одночасье вернется к прежнему уровню торговли. Пока Трамп не перекроил партийную повестку дня, республиканцы сами были активными сторонниками свободной торговли. По мере того как мир становился все более глобализированным, демократы, партия, традиционно поддерживающая американских рабочих, подхватила этот тренд. Так было, пока демократы не проиграли в 2016 году на фоне речей Трампа, в которых он называл их "глобалистской элитой".
Одно из наследий Трампа состоит в том, что он снова вывел торговлю на первый план американской политики. Это означает, что хотя заключить торговое соглашение с администрацией Байдена может быть проще, переговоры будут непростыми, особенно с учетом того, что торговый дефицит США с Европой вырос до более 170 млрд долларов. Когда дело доходит до острых проблем, таких как стремление Европы ввести налог на цифровые технологии, а также до давнего спора по поводу субсидий для Airbus и Boeing, простых решений нет. Тем не менее Байден может открыть дверь для возобновления Трансатлантического соглашения о свободной торговле. Последний рывок Обамы, пытавшегося достичь выгодной сделки, не удался на финишной прямой на фоне негативной реакции по обе стороны Атлантики. Но многие европейские лидеры заинтересованы в том, чтобы попробовать еще раз, особенно в то время, когда их экономики пошатнулись от пандемии.
Итог: торговля - область, в которой может быть достигнуто углубление трансатлантического сотрудничества, но стоит учитывать множество подводных камней.
Окружающая среда
Если и есть область трансатлантического сотрудничества, которую ждут хорошие новости, так это окружающая среда. Победа Байдена пришла слишком поздно, чтобы помешать США выйти из Парижского климатического соглашения, но это не означает, что он не может вернуться к нему, как только вступит в должность. Для Европы это станет решающим жестом доброй воли, который покажет, что США снова серьезно относятся к помощи в борьбе с изменением климата. Байден ясно дал понять, что серьезно относится к этой проблеме и считает, что США постепенно должны отказаться от своей зависимости от нефти и газа в долгосрочной перспективе.
Итог: Байден и Европа сходятся во мнениях относительно климатической политики. Ожидаем быстрого возвращения США к климатическому соглашению.
Китай
Американо-китайские отношения находятся на грани распада, и при Байдене положение дел вряд ли изменится. Фактически, оценка того, что Китай представляет собой долгосрочную угрозу интересам США в мире, остается одним из немногих вопросов, по которым соглашаются и демократы, и республиканцы. Однако этого нельзя сказать про Европу. Хотя Еврокомиссия присоединилась к Вашингтону, объявив Китай "системным соперником", не все европейские столицы разделяют это мнение. Самым большим препятствием остается Германия, имеющая наибольший объем торговли с Китаем среди европейских держав. Байден попытается подтолкнуть Берлин и других европейских игроков присоединиться к возглавляемой США "коалиции демократий", чтобы попытаться остановить растущее влияние Китая на международной арене. Главная задача: прекратить установку Huawei 5G, телекоммуникационного оборудования следующего поколения, которое сейчас устанавливается по всему миру и которое, как утверждают США, станет основой для информационной супермагистрали китайской разведки.
Итог: В конечном счете вопрос более фундаментальный: поддержит ли Европа США в попытках сдержать влияние Китая или нет? Перед лицом растущего общественного беспокойства по поводу действий Китая, Вашингтон во главе с Байденом, вероятно, победит.
Оборона
Вопрос "двух процентов" по-прежнему остается на повестке дня. Обещание, данное странами НАТО в 2014 году, направлять в оборонный бюджет два процента своего ВВП, останется актуальным при Байдене - даже если он займет более мягкую позицию, по сравнению с Трампом, напоминая европейцам, что многие страны (преимущественно Германия) этого не сделали. Байден также ясно даст понять, что с переключением внимания США на Китай Европе придется прилагать еще больше усилий, чтобы остановить попытки России и Китая укрепить свои позиции. В то время как Байден открыто подчеркивал необходимость противостояния российской агрессии, он видит в Китае долгосрочную угрозу.
Итог: хотя ожидается, что и Франция, и Германия будут играть центральную роль в этом вопросе, не ясно, готовы ли они пойти на уступки.
Ближний Восток
Что бы ни думали о внешней политике Трампа, трудно утверждать, что он не добился прогресса на Ближнем Востоке в ослаблении напряженности между Израилем и некоторыми из его соседей. Это может затруднить работу Байдена, если он попытается отменить решение Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном, особенно если это поставит под угрозу недавнее улучшение ситуации в регионе. Еще одно препятствие - поведение самого Ирана. ЕС рассматривает сделку с Ираном как одно из своих великих дипломатических достижений, и ожидает возвращения договора при Байдене, это может оказаться сложной задачей для США.
Итог: Байден, вероятно, попытается в какой-то форме сблизиться с Ираном, но полное возвращение к ядерной сделке маловероятно. По крайней мере, Европа, вероятно, добьется смягчения санкций США в отношении компаний и частных лиц за ведение бизнеса с Ираном.