Грузия обязательно подпишет соглашение об ассоциации с Евросоюзом в конце июня, но не получит дорожную карту по вступлению в НАТО (MAP) в ходе предстоящего в Уэльсе саммита североатлантического альянса. Такой вывод можно было сделать из заявлений побывавших в Тбилиси министров иностранных дел Франции и Германии Лорана Фабиуса и Франка-Вальтера Штайнмайера.
"Мы уже полностью готовы оформить соглашение об евроасоциации Грузии не позднее июня, - заявил глава немецкой дипломатии. "О вступлении Грузии в НАТО мы не говорим", - продолжил его французский коллега.
Грузинские власти подобный модус-вивенди не устраивает. Поэтому глава МИД Грузии Майя Панджикидзе напомнила о решении бухарестского саммита "обязательно когда-нибудь принять Грузию в НАТО" и о беспрецедентной активности Грузии в Афганистане, куда Тбилиси направил 1700 солдат и офицеров (больше чем многие крупные государства-члены НАТО), а также о решении грузинских властей отправить сотни военнослужащих в Центрально-африканскую республику для участия в миротворческой операции ЕС. "Грузия полностью выполнила все свои обязательства, накладываемые на страну–аспиранта НАТО", - заявила глава грузинской дипломатии.
Тем не менее очевидно, что в ходе сентябрьского саммита альянса максимум, на что может рассчитывать Грузия, это очередной Ежегодный план действий и подтверждение ее статуса страны–аспиранта. В Тбилиси осознают, что в отличие от MAP, Ежегодный план действий - всего лишь способ сохранить лицо, поскольку он не прописан в институциональных документах альянса. Страна, получившая "дорожную карту" считается официальным кандидатом в члены НАТО, а план действий такого статуса не подразумевает, оставаясь одной из форм партнерства, не накладывающего никаких обязательств.
В Тбилиси считают, что главная причина отказа евроатлантических государств принять в свои ряды кавказскую страну, или, хотя бы предоставить ей статус кандидата – нежелание втягиваться в разрешение конфликтов вокруг Абхазии и Южной Осетии, независимость которых признана Москвой.
Грузинские элиты давно ломают голову, как разрешить эту диллему и, наконец, придумали чудодейственную формулу. Об этом в своем блоге сообщил бывший начальник государственной канцелярии, политолог Петре Мамрадзе. По его информации, грузинские дипломаты и политики предлагают западным коллегам следующий вариант: На уэльсском саммите Грузия получает "дорожную карту", предусматривающую исключительно мирное разрешение абхазского и югоосетинского конфликтов, а если договорится мирно не удастся, Грузия вступает в НАТО с оговоркой: "Обязательства альянса, предусмотренные пунктом пятым основополагающего договора о коллективной безопасности распространяются только на территории, где реально осуществляется юрисдикция центральных властей". То есть, за пределами Абхазии и Южной Осетии.
Таким образом, НАТО берет под защиту "остальную часть" территории Грузии, не признавая независимость бывших грузинских автономий и формально считая их неотъемлемыми частями грузинского государства. По мнению Мамрадзе, этот проект "очередная глупость, поскольку ни одна страна НАТО не согласится на подобную ревизию фундаментального "пятого пункта" устава НАТО.