27-28 февраля на заседании Мониторингового комитета ПАСЕ содокладчики Ассамблеи представят результаты своего визита в Азербайджан. Как сообщает АПА со ссылкой на пресс-службу ПАСЕ, содокладчики мониторингового комитета по Азербайджану Джозеф Дебоно Грех и Педро Аграмунт представят результаты своего визита Нахичевань и Баку, где они побывали в конце января и встретились с главой администрации президента, министром юстиции, генпрокурором, председателем Верховного суда, представителями парламентских и оппозиционных партий, представителями гражданского общества.
В начале зимней сессии ПАСЕ руководителем политической группы европейских демократов Ассамблеи был избран глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. "Фракция европейских демократов, объединет представителей России, Великобритании, Турции, Армении, Азербайджана, Сербии, Исландии, Норвегии и насчитывает более 80 человек. Россия теперь имеет больше возможностей оказывать влияние на повестку дня ПАСЕ, - заявил Пушков, вернувшись из Страсбурга. – Должность председателя фракции дает возможность быть членом президентского комитета — основного консультативного органа ПАСЕ, где на уровне руководителей всех пяти фракций с участием председателя ПАСЕ и генсека Совета Европы обсуждаются самые важные вопросы, готовятся предложения, которые потом выносятся на рассмотрение бюро ПАСЕ".
По словам Пушкова, в Страсбурге обсуждалась резолюция «О функционировании демократических институтов в Украине». "Тема понятная, связанная с мандатом ПАСЕ, то есть защита прав человека, верховенство закона, демократия – все вещи, с которыми все согласны и споров нет. И вдруг в четвертом пункте резолюции появляется огромный пассаж, осуждающий Россию за некое «давление на Украину», напоминающий России, что она не может исходить из так называемой концепции «ближнего зарубежья», т.е. зоны особых привилегированных интересов России. Этот пассаж говорит о недопустимости экономического давления на Украину. Какое это имеет отношение к демократии и правам человека и функционированию демократических институтов на Украине!? - возмутился Пушков. - Во-первых, если кто и оказывал давление на Украину, то это страны. Во-вторых, о каких можно говорить привилегированных сферах влияния, если концепция «ближнего зарубежья» вообще не используется в официальных российских документах уже лет 20? Нас осуждают за тот термин, которым иногда пользуются политологи! Нас обвиняют в том, что мы используем политические санкции против Украины!"
При этом Пушков напомнил, что ЕС в течение последних 15 лет использует санкции против Ирана для того, чтобы Тегеран изменил свою политику.
Так или иначе, резолюция была принята евросоюзовским большинством, которое доминирует в ПАСЕ, и поэтому Пушкову кажется, что "организация находится на переломном этапе своего развития, и многое сейчас зависит от того, куда она пойдет – в сторону общеевропейской организации, и тогда будет наращивать свое влияние, либо она превратится в филиал Евросоюза. В Европе многие этого не хотят, потому что ЕС – это только часть Европы. И если будут приниматься такого рода документы, и страны ЕС просто в силу своей численности будут навязывать такого рода бумаги Ассамблее, то она пойдет по пути раскола".
Между тем, в интервью Vesti.Az Пушков выразил мнение, что "отказ Азербайджана подписывать ассоциативное соглашение с ЕС связан с тем, что эта ассоциация устанавливает отношения односторонней зависимости государств "Восточного партнерства" от Брюсселя. Для Азербайджана чрезвычайно важно, чтобы были выгоды от соглашения с той или иной интеграционной группировкой. А соглашение об ассоциации предлагает государствам затянуть пояса, ввести жесткую финансовую дисциплину для того, чтобы страны отвечали требованиями МВФ. В Евросоюзе посчитали, что они настолько привлекательны, что государства "Восточного партнерства" сразу же ринутся подписывать все то, что им предложат. Но вот Азербайджан, Украина и Армения не подписали. Евросоюз в отношении этих стран продемонстрировал высокомерие и комплекс неполноценности. Там посчитали, что эти страны подпишут любую бумагу, которую им предложат. С другой стороны, они не выработали систему убедительных, побудительных мотивов для этих стран".