Вестник Кавказа

Иванишвили: быть или не быть премьером?

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Иванишвили: быть или не быть премьером?
© Фото: Сайт партии “Грузинская Мечта – Демократическая Грузия“

Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил эстонскому изданию «Postimees», что намерен оставить пост почти сразу после избрания нового президента в октябре текущего года: «Я уйду через несколько дней после того, как состоятся президентские выборы», - подчеркнул глава правящей коалиции. Он не просто решил подать в отставку с поста главы Кабмина, но вообще намерен уйти из политики. «Я собираюсь перейти на более сложную позицию – стать членом гражданского общества и контролировать власть вместе с ним», - обещал Иванишвили.

С учетом системной слабости гражданского общества в Грузии, это заявление означает, что Иванишвили добровольно отказывается от власти. Но почему деятель, блестяще выигравший парламентские выборы и законно завоевавший власть в условиях огромной поддержки значительного большинства народа, вдруг решил уйти? Все, кто лично знают Иванишвили, в один голос утверждают - тот не играет и его фраза об уходе из политики отражает искреннее желание.

Коалиция, которую Иванишвили возглавил в преддверии парламентских выборов, состоит из совершенно разных политиков, представляющих часто противоположные концепции развития страны. Их объединило лишь желание сместить Михаила Саакашвили и «Единое национальное движение» (ЕНД) с олимпа власти, но после достижения цели и в условиях отсутствия сильного лидера, «Грузинская мечта» может оказаться неспособной управлять государством и сохранить власть.

Судя по всему, решение главы правительства объясняется двумя взаимосвязанными причинами. Первая носит чисто психологический характер - Иванишвили не особенно прельщает сама власть. Материальными благами миллиардер полностью обеспечен, а власть ради власти над людьми ему не нужна, поскольку для него бессмысленна. Тем более, как постепенно выясняется, у Иванишвили нет альтернативного проекта развития страны. Его единственный проект – смещение Саакашвили – успешно претворен в жизнь, а иных программ у миллиардера просто не оказалось.
С этим моментом связана вторая глубинная причина готовности легко отказаться от поста премьера: власть подразумевает не только права, но и обязанности, а также огромную ответственность. Иванишвили убедился, что стратегические экономические и политические проблемы Грузии, в том числе внешние риски, вовсе не исчерпываются с уходом Саакашвили с политической сцены. После президентских выборов он уже не сможет объяснять неудачи «тяжким наследием» и взваливать всю ответственность на президента. А ведь экономическая ситуация в стране ухудшается с каждым месяцем: согласно последним данным Грузстата, рост ВВП в мае вообще прекратился, составив 0%. И это впервые с 1994 года, когда в Грузии завершилась гражданская война. Даже в условиях мирового финансового кризиса 2008-2010 годов, Саакашвили и его команде удавалось сохранить рост на уровне 4-5 %.

Прекращение роста и неминуемая рецессия означает потерю десятков или даже сотен тысяч рабочих мест, проблемы в банковской сфере, ослабление национальной валюты. Иванишвили просто не знает, что с этим делать: рост ВВП Грузии в эпоху Саакашвили обеспечивался за счет авторитарного режима и «ручного управления» экономикой, а также западной финансовой помощьи. Иванишвили разрушил эту систему, а предложить новую не может, поскольку альтернативная система обязательно потребует решения наиглавнейшей задачи: обеспечения стабильности, нивелирования внешних рисков и открытие новых рынков. Эти задачи невозможно решить без компромисса с Москвой, а грузинский премьер не собирается идти против мейнстрима грузинской политики последних 25 лет, ломать политическую элиту страны, либо создавать альтернативную элиту, способную воспринять иные внешнеполитические приоритеты. Что касается западной финансовой помощи – она также ослабла с приходом в Белый дом администрации Барака Обамы.

Таким образом, Иванишвили оставалась бы «чистая власть» со всей полнотой ответственности. Теперь он как бы говорит обществу, которая возлагала на него огромные надежды: «Я вам обещал Грузию без Саакашвили, а остальное вы должны построить сами, без меня – выбрав себе других лидеров, способных взять на себя ответственность».

Прошлое Иванишвили, его образ жизни в Москве и в Грузии говорят о правдоподобности этой версии: он никогда не появлялся на публике, не давал интервью, ненавидит публичность, а политиков без публичности не бывает, по крайней мере, в демократическом обществе. Поэтому и версия о том, якобы Иванишвили хочет превратиться в «грузинского Ден Сяопина» не выдерживает никакой критики: такой стиль свойственен лишь закрытым, тоталитарным режимам, а Иванишвили как раз сделал многое для победы в Грузии плюрализма и многопартийности.

Ближайшее будущее покажет, не приведет ли демарш чудаковатого миллиардера, явно случайно оказавшегося в политике, к ослаблению названного им кандидата в президенты – Георгия Маргвелашвили и усилению единственной серьезной альтернативы - экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе. Пока эксперты сходятся в том, что заявление премьера за три месяца до президентских выборов не способствует увеличению шансов Маргвелашвили на победу в предстоящей схватке за высший государственный пост.

12545 просмотров

Видео

Все видео


реклама