Цены на нефть растут на фоне сообщений об успешных испытаниях вакцины от коронавируса Covid-19, которую разработали Pfizer и BioNTech.
Так, по данным на 15:07 (мск) цена январских фьючерсов на североморскую нефть марки Brent поднималась до $42,56 за баррель (рост на 7,88%). В свою очередь, стоимость фьючерсов на нефть WTI с поставками в декабре повышалась до $40,25 (рост на 8,37%).
Ранее BioNTech сообщила, что их с Pfizer препарат для профилактики COVID-19 показал более чем 90%-ную эффективность.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин, на нефтяные цены сегодня влияют сразу несколько факторов - это не только фактор вакцины, но и в частности то, что говорят в Саудовской Аравии о продлении или даже введении дополнительных ограничений в части сделки ОПЕК+, это и ситуация с выборами в США.
"В случае победы Байдена можно предполагать, что несколько смягчатся торговые войны, торговые ограничения. Это придаст определенный стимул мировой экономике и спросу на нефть. В части вакцины, естественно, это ключевой фактор, который влияет на потребление. Если действительно появляются инструменты борьбы с вирусом, то это сигнал, что все пройдет не по худшей траектории: чем быстрее мир справится с вирусом, тем быстрее будет восстановление спроса на нефть. В части вакцины любые позитивные новости дают определенный стимул. Хотя нужно понимать, что если вакцина появляется, то пока закончатся все ее испытания, пока произведут в нужном количестве дозы, для этого потребуется время. Вряд ли на это удастся выйти в этом году. То есть вопрос, в какой период следующего года это уже может переломить ситуацию", - поведал эксперт.
Что касается роста спроса на нефть после массовой вакцинации, директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ полагает, что этот процесс будет проходить постепенно: "Он по-разному будет затрагивать страны - где-то вакцина появилась, где-то решили пойти другим путем и т.д. Ключевой вопрос - те 100 млн баррелей в сутки, на которых мы должны быть в 2020 году. Здесь, с одной стороны, есть некоторый отложенный спрос. Но если смотреть ситуацию, я думаю, что здесь правы авиакомпании, которые говорят, что на восстановление отрасли, по-хорошему, нужно пару лет. И то, если с вакциной все пойдет позитивно. То есть тут по целому ряду направлений есть проблемы, включая авиационную отрасль. И вот чтобы действительно из этого выбраться на предыдущие темпы, вряд ли это удастся в 2021 году. Более реалистично - 2022, 2023. 100 млн баррелей - это тот спрос, на котором планировали в 2020 году находиться. Естественно, ушли куда ниже него", - полагает он.
При этом даже при благоприятном развитии резкого роста ждать не приходится: "Дело в том, что достаточно существенный объем мощностей у нас уже фактически заморожен. Это те мощности, которые проинвестированы. Именно поэтому даже если позитивная динамика в спросе есть, то прежде всего ОПЕК+ и другие производители будут открывать эти мощности. Когда они уже заполнят рынок, и он сбалансируется, тогда действительно можно говорить о каком-то заметном росте. А пока есть свободные мощности, цены будут оставаться на достаточно сдержанном уровне. Чтобы их действительно убрать, для этого нужно время", - заключил Вячеслав Кулагин.
Напомним, ВОЗ объявила вспышку нового коронавируса пандемией 11 марта. Согласно последним данным, число заразившихся коронавирусом по всему миру превысило 50 млн, из них более 1,2 млн человек скончались. В России выявлены 1 796 132 случаев заражения.