Вестник Кавказа

Иранские ядерные переговоры поставлены на паузу?

Иранские ядерные переговоры поставлены на паузу?

Сегодня по инициативе Тегерана прошел телефонный разговор министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главой МИД ИРИ Хосейном Амир Абдоллахияном. Такое сообщение опубликовано на сайте российского внешнеполитического ведомства.

"Основное внимание было уделено ключевым вопросам двусторонних отношений, а также перспективам возобновления полноценной реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе", - отметили в министерстве.

Стороны также провели "заинтересованный обмен мнениями" по некоторым актуальным региональным и международным проблемам, в том числе - по ситуации на Украине.

Накануне официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила на брифинге, что контакты между участниками переговорного процесса по проблематике СВПД не прерываются.

"Несмотря на некоторое затишье на венской площадке, страны - участницы так называемой ядерной сделки, а также представители США продолжают прилагать энергичные усилия по поиску наиболее эффективного и взаимоприемлемого для всех сторон пути для восстановления полнокровной реализации СВПД в соответствии с его первоначальными параметрами", - пояснила дипломат.

Она обратила особое внимание на безальтернативность ядерной сделки, отметив, что она очевидна для всех участников процесса. 

Кроме того, Захарова напомнила о состоявшемся на прошлой неделе визите координатора ЕС на переговорах в Вене Энрике Мора в Тегеран. "Европейские и иранские коллеги положительно высказываются о состоявшихся в рамках данного визита встречах и отмечают наметившийся прогресс. Это внушает определенную надежду на то, что мы еще на один шаг приблизились к нашей главной цели - перезапуску СВПД на полную мощность", - указала официальный представитель МИД РФ.

Напомним, 11 марта текущего года в Вене, по завершении восьми раундов переговоров по восстановлению СВПД и возвращению в него США, стороны взяли перерыв из-за внешних факторов. Ранее сообщалось, что венские переговоры вышли на финишную прямую, предполагалось, что они должны были завершиться до конца зимы, уже был согласован текст договоренностей о дальнейших мерах по возвращению к выполнению первоначального ядерного соглашения. 13 мая Абдоллахиян сообщил, что участники переговоров в Вене могут достичь соглашения, если США выполнят свои обязательства.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН, эксперт по иранской ядерной программе Владимир Сажин, СВПД и борьба за его восстановление представляют собой один из немногих вопросов, не разделяющих Россию, Китай и Запад: все стороны процесса объединяет единомыслие в том, что сделка должна быть восстановлена.

"Все участники переговорного процесса в Вене в конце февраля, в начале марта говорили о том, что конец близок, и соглашение о восстановлении СВПД должно быть заключено в ближайшие дни. Но как раз в это же время Тегеран выдвинул к американцам требование исключить КСИР из списка террористических организаций. Напомню: США ввели санкции против КСИР еще в 2007 году в связи с участием Корпуса в ядерной программе Ирана - неоднозначной по тому времени. До этого были введены ограничения против КСИР в связи с нарушением прав человека. В 2017 году администрация Дональда Трампа также обвинила организацию в террористической деятельности и ввела санкции. А в 2019 году КСИР внесли в список Госдепа. Однако это был исключительно символический акт, так что, даже если американцы выведут КСИР из списка, ничего принципиально не изменится. Но для Ирана это важно, поскольку со стороны американцев это будет свидетельствовать, что Иран не причастен к террористической деятельности, и США это подтверждают", - пояснил эксперт.

Владимир Сажин пояснил, что новые требования Тегерана привели к тому, что переговорный процесс в Вене притормозился и остановился с 11 марта. "Конечно, работа по восстановлению СВПД продолжалась, участники обменивались мнениями уже, многие посещали Тегеран и Вашингтон, чтобы продвинуть этот процесс, потому что США и Иран - это главные переговорщики, от которых и зависит судьба СВПД. В то же время, требование иранской стороны поставило администрацию Джо Байдена в довольно серьезное положение, потому что против СВПД выступает значительная часть республиканцев, а против исключения КСИР из списка террористических организаций выступают не только республиканцы, но и часть демократов. Учитывая, что в ноябре пройдут промежуточные выборы в Конгресс, Байдену не с руки будоражить ксировскую идею и соглашаться на требования иранцев", - уточнил старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН

Эксперт подчеркнул, что при этом все заинтересованы в восстановлении СВПД. "Иранцы заинтересованы, прежде всего, в снятии санкций, которое последует после восстановления СВПД, особенно из-за сложной экономической ситуации в стране. 12 мая правительство Ирана отменило дотации на основные виды продуктов, прежде всего продуктов питания, или сократило их. И на некоторые товары цены выросли буквально на 300%. Курс иранского риала в один день увеличился приблизительно с 250 тыс риалов за доллар до 310 тыс. Экономика Ирана находится в очень сложном положении", - сообщил он.

"С другой стороны, за последнее время увеличился экспорт иранской нефти, по данным иранских источников - примерно на 30-40% по сравнению с прошлым годом. ОПЕК оценивает экспорт в приблизительно 900 тыс баррелей в сутки, иранские специалисты говорят о 1,5 млн баррелей в сутки. Я думаю, скорее, речь идет о миллионе барредей в сутки. Так как цены на нефть держатся выше $100 за баррель, Иран получает нефтедоллары. Хотя основной потребитель иранской нефти - это Китай, который покупает эту нефть по очень выгодным для себя ценам - заниженным по сравнению с мировыми. Но и для Ирана это все равно выгодно, потому что нефть нужно куда-то обязательно сбывать, поскольку все нефтехранилища переполнены", - заявил Владимир Сажин.

По словам эксперта, эти нефтедоллары дают Ирану возможность маневрировать. "Сейчас даже некоторые иранские специалисты говорят, что Иран несколько затягивает переговоры, чтобы найти более подходящий для Тегерана вариант компромиссов. Некоторые говорят, что Иран затягивает переговоры для того, чтобы обеспечить ядерную базу для возможности создать ядерное оружие, когда это будет необходимо. Конечно, за 2 последних года Иран добился больших успехов в ядерной сфере, сейчас он использует новейшие центрифуги 4, 5, 6 поколения, более эффективные и продуктивные. Он смог достичь уровня обогащения 60% и уже накопил десятки килограммов 60-процентного урана, в стране достаточно и 20-процентного урана. Кроме того, фиксируются нарушения по всем направлениям СВПД. Поэтому многие говорят о том, что Иран хочет достичь уровня 90% обогащения, то есть уже оружейного урана, и создать возможности для формирования основы для ядерного оружия. На самом деле, это не совсем так, и даже 90-процентный урановый газ - это еще далеко не бомба. И я не думаю, что в ближайшие годы Иран, даже если очень захочет, сможет сделать атомную бомбу", - пояснил он.

"В целом вокруг переговоров в Иране идет много процессов, но наиболее знаменательные два момента произошли в мае. С 10 по 12 мая в Тегеране был Энрике Мора - замглавы внешнеполитического ведомства ЕС, который курирует переговоры в Вене. Он прибыл в Тегеран и там вел переговоры с главным переговорщиком от Ирана Али Багери Кани. Официальных итогов переговоров нет, но все говорят, что они прошли даже лучше, чем ожидалось. А 12 мая в Тегеран прибыл эмир Катара - страны, у которой, с одной стороны, очень тесные отношения с США, а с другой - это одна из немногих стран Персидского залива, которая имеет хорошие отношения с Тегераном. Эмир Катара встречался на высоком уровне с верховным лидером Али Хаменеи, с президентом Эбрахимом Раиси, и вел разговоры о возобновлении переговоров в Вене - потому что он очень принципиальным сторонником восстановления СВПД", - поведал старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН.

И теперь, по его словам, перерыв в Вене подходит к концу. Когда точно возобновятся официально переговоры, сказать трудно, но они возобновятся обязательно, потому что так или иначе все заинтересованы в этом. Правда, как и в Вашингтоне, так и в Тегеране есть значительные силы, которые выступают против переговоров, оказывает свое воздействие на ход переговоров и влияние третьих стран. Но я думаю, что, поскольку все заинтересованы, какой-то компромисс будет найден. Потому что без компромисса по СВПД могут случиться очень серьезные осложнения напряженности - Израиль постоянно находится наготове. Да и США будет не с руки разрешать Ирану дальнейшее совершенствование своей ядерной инфраструктуры. Так что без СВПД, не только иранская экономика не сможет нормально развиваться, но и на Ближнем Востоке может возникнуть очень серьезный конфликт", - предупредил Владимир Сажин.

9010 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября