Цена нефти марки Brent в 2024 году может колебаться в диапазоне $80-85 за баррель, сообщил в интервью телеканалу "Россия-24" вице-премьер РФ Александр Новак.
"Мы видим, что цены в течение этого года были более-менее стабильны, на сегодняшний день они сформированы где-то на уровне около $80 за баррель марки Brent. По оценкам аналитиков - мы тоже пользуемся оценками различных аналитических агентств и наших аналитических служб, которые работают при Минэнерго РФ - мы думаем, что диапазон колебаний цен марки Brent может быть в районе $80-85 за баррель"
- Александр Новак
Что касается российской нефти, то основными партнерами России в сложившейся ситуации стали Индия и Китай, доля которого выросла примерно до 45-50%. В Индию раньше поставок почти не было, а за два года общая доля поставок в эту страну составила около 40%, добавил он.
А вот поставки российской нефти и нефтепродуктов в Европу по итогам 2023 года резко сократились: если раньше в страны ЕС поставлялось совокупно примерно 40-45% нефтепродуктов и нефти от общего объема экспорта, то "по итогам этого года мы ожидаем, что это будет не более 4-5%", отметил Новак.
Также Европа за два года сократила потребление газа более чем на 100 млрд кубометров, в 2023 году показатель ожидается на уровне 490 млрд кубометров, проинформировал вице-премьер России.
"Мы видим, что в Европе с 2021 года потребление газа сократилось более чем на 100 млрд кубометров. Если в 2021 году это было 609 млрд, то в этом году ожидается 490 млрд"
- Александр Новак
Ранее вице-премьер сообщал, что Россия перенаправила около 20% нефти, ранее поставляемой в Европу, на рынки Азии, а поставки трубопроводного газа в Китай выросли на 50%,
Уже достигнуты принципиальные договоренности с Китаем по газопроводу "Сила Сибири 2", "Газпром" и CNPC согласовывают коммерческие условия, включая цену поставок газа и условия оплаты, заявил Александр Новак.
"С китайскими партнерами достигнуты принципиальные договоренности о том, что проект будет реализован, сейчас идут окончательные согласования экономических условий, коммерческих условий реализации проекта между компанией "Газпром" и Китайской национальной нефтегазовой компанией"
- Александр Новак
Чего ждать от нефти в 2024 году?
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" прежде всего подчеркнул, что диапазон в $80-85 за баррель Brent является в большей степени ориентиром для выстраивания политики Минэнерго, чем прогнозом.
"Когда представитель правительства говорит о неком взгляде на перспективы поставок или цен, он называет в большей степени коридор, который устраивает власти и на который они рассчитывают. То есть правительство допускает и то, что цены будут выше – что ж замечательно, и то, что они окажутся ниже $80 за баррель Brent – что тоже не очень страшно для нашей экономики, ведь добыча нефти в РФ относительно дешево обходится. Российская нефть производится по уровню затрат, конечно, выше, чем у многих стран Ближнего Востока, но все-таки гораздо ниже среднего. По отдельным месторождениям мы находимся по эффективности в мировом топе", - пояснил он.
"Что касается перспектив и факторов, которые будут влиять на нефтяные цены в 2024-м, то главный вопрос, который сейчас задают абсолютно все – это уровень спроса и предложения в наступающем году. Есть два диаметрально противоположных взгляда на грядущее в ближайший год. Первый взгляд – взгляд ОПЕК, который предполагает, что спрос будет расти примерно теми же темпами, что и в 2023 году, а это очень хорошие темпы, более 2 млн баррелей в сутки. Второй взгляд – взгляд Международного энергетического агентства, которое предполагает, что возникнет избыток предложения, а значит, цены будут очень низкими. Поэтому в настоящее время аналитики пытаются установить, какими темпами все-таки будет расти спрос", - сказал Александр Фролов.
"Именно динамика роста спроса будет основным фактором, определяющем цены на нефть в 2024 году. В первую очередь нас интересует динамика роста спроса в Китае. Все сходятся во мнении, что уровень потребления в США и в Европе будет в лучшем случае оставаться как есть, а скорее всего снизится. Поэтому главным локомотивом станет Китай. Так что второй фактор – это состояние китайской экономики. Китайскую экономику традиционно пытаются хоронить различного рода западные аналитики, это происходит не первое десятилетие, и относиться к их прогнозам всерьез не стоит, как к элементам политического пиара. Такие прогнозы озвучиваются в рамках международной напряженности, чтобы как-то снизить инвестиционную активность в Китае или желание иностранных компаний с Китаем взаимодействовать", - продолжил экономист.
"В отличие от первых двух, третий значимый фактор является политическим – потенциально нарастающие конфликты в мире. Если ситуация останется хотя бы на текущем уровне, пусть и крайне неспокойном, то политические факторы в 2024 году практически не будут оказывать заметного воздействия на нефтяные цены. Однако напряженность может и вырасти: у нас есть Ближний Восток, у нас есть Дальний Восток, у нас есть ситуация внутри Европы и в частности внутри Европейского Союза, которая далеко от стабильной. Плюс ко всему в США есть признаки нарастающего внутреннего конфликта. Нарастание напряженности в мире может сказываться на уровне спроса как позитивно, так и негативно – в зависимости от того и где конкретно произойдет. При проблемах у крупных потребителей спрос будет снижаться, а при проблемах у крупных производителей будет снижаться предложение. Все остальные факторы имеют глубоко вторичный характер", - заключил Александр Фролов.