Добыча нефти на казахстанском месторождении Кашаган проходит нормально, на сегодняшнее утро ежесуточный объем добычи из четырех скважин составляет 90 тыс баррелей в сутки. Об этом рассказал глава Минэнерго Казахстана Канат Бозумбаев.
Он уточнил, что очистительный завод "Болашак", куда направляется нефть с Кашагана, уже функционирует. "Доналадка его, конечно, продолжается, все виды оборудования сейчас постепенно загружаются. Но товарная нефть вышла за уровень "Болашак" очищенная, уже поступает, вчера по состоянию на вечер поступила в резервуары "КазТрансОйл"", - цитирует Бозумбаева Спутник-Казахстан.
Там нефть будет собираться, и через некоторое время будут объявлены первые экспортные контракты.
По оценкам специалистов, геологические запасы Кашагана составляют 4,8 млрд т нефти. Общие нефтяные запасы достигают 38 млрд баррелей, из них извлекаемые - порядка 10 млрд баррелей. Запасы природного газа на месторождении - более 1 трл кубометров.
Напомним, добыча на Кашагане прекратилась в сентябре 2013 года, через две недели после начала, из-за утечки газа. Через месяц, когда добыча была возобновлена, появилась еще одна утечка. В результате проверки оказалось, что попутный газ с высоким содержанием серы спровоцировал возникновение многочисленных микротрещин в трубопроводе. Работы по полной его замене закончились лишь недавно.
Глава Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о том, как введение Кашаганского месторождения в промышленную эксплуатацию изменит энергетическую картину региона.
"Наращивание нефтедобычи позволит Казахстану увеличить экспортные потоки и объемы торговли с соседями, в том числе, с Россией. При этом перед республикой сейчас стоит вопрос выбора: будет ли она преимущественно экспортировать сырую нефть либо займется нефтепереработкой и экспортом нефтепродуктов. Этот выбор связан с внешним спросом: потребность в сырой нефти есть всегда, а потребность в нефтепродуктах может понизиться, и тогда их придется продавать с дисконтом. Если же говорить о влиянии этого события на мировые цены на нефть, то оно не столь значительно: объемы добычи невелики в рамках глобального рынка", - сообщил эксперт.
"Странам ЕАЭС придется учитывать Кашаган при формировании баланса единого рынка и поиске решений, как этот рынок должен функционировать, кто с кем взаимодействовать, какие объемы куда должны поступать. Напомню, что общий рынок у нас должен быть запущен с 2025 года, до этого будут идти подготовительные процессы, в том числе разработка программы рынка в соответствии с его концепцией. Теперь у Казахстана появляются дополнительные возможности по торговле, в том числе, на российских площадках, и вопрос учета этих возможностей должен быть включен в работу, хотя это и вопрос будущего, а не настоящего", - добавил Вячеслав Кулагин.
Казахстан, благодаря полноценному запуску Кашагана, получит дополнительные поступления в бюджет от продажи добытой нефти. "Дополнительный приток валюты от экспортных продаж – это уже хорошо. Также, поскольку проект требует рабочих рук и оборудования, он скажется позитивно на экономике страны и в плане создания рабочих мест и роста ненефтяного сектора. Любая точка роста и занятость населения работает на ВВП, и для Казахстана здесь целый набор положительных факторов", - отметил он.
"Безусловно, деньгами, полученными от Кашагана, будет необходимо правильно распорядиться, чтобы не получилось так, что экономика сильнее сядет на нефтегазовую иглу, пока другие отрасли становятся непривлекательными. Необходимо перераспределение доходов, дабы энергетика наращивала экономику, но не становилась ее основой, ведь для нефтедобывающих стран это достаточно опасный соблазн – заниматься только добычей и ничем другим", - предупредил Вячеслав Кулагин.