Накануне премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил о своем решении уйти в отставку, объяснив его тем, что "в ноябре 2013 года, в период зенита своей популярности, Бидзина Иванишвили сам ушел в отставку и создал пример своевременного ухода с поста", и отметив, что "будет и дальше служить Грузии как рядовой и верный гражданин и солдат".
По словам Гарибашвили, в период его работы премьер-министром (с 20 ноября 2013 года - ВК) "были продолжены реформы, начатые в период пребывания Иванишвили на посту премьера, в июне 2014 года Грузия оформила Соглашение об Ассоциации с ЕС". В последние годы, сказал он, "в Грузии утвердились мир, стабильность, законность и гуманность".
"Для меня должность - это возможность служить Родине, народу. В условиях, когда удалось укрепить Грузию, стабилизировать ситуацию и укрепить внутреннюю и внешнюю политику, я принял решение уйти с поста главы правительства. Моя мечта - единая, демократическая, мирная и экономически сильная Грузия", - отметил 33-летний Гарибашвили, поблагодарив своих соратников по коалиции, членов правительства и свою семью.
"Вестник Кавказа" поинтересовался у грузинских экспертов, чего достигла Грузия за два года премьерства Гарибашвили, а чего правительству страны добиться так и не удалось.
Как рассказал в беседе с нашим корреспондентом грузинский политолог Иосиф Цискаришвили, в первую очередь, фигура Гарибашвили у него ассоциируется с Бидзиной Иванишвили, который его сперва представил как министра внутренних дел, а через год он же поставил его на пост премьер-министра.
"Но коэффициент независимости, к сожалению, у нашего молодого премьер-министра был очень низким. Конечно, он останется в памяти как человек с определенными положительными сторонами. Он был активен на этом посту, но никакого представления о его самостоятельности никто не смог найти, и это все отражалось на фактах его "недопустимости" к президенту страны. Из-за того, что Бидзина Иванишвили невзлюбил президента Грузии, которого сам представил избирателям, он с тех пор мечтает только об одном: как выселить его из президентских апартаментов", - поведал Цискаришвили.
"Очевидно было, что премьер-министр игнорировал наличие конституционного органа под названием "Совет национальной безопасности государства". Из-за того, что он не имел возможности перечить своему учителю, Гарибашвили практически в обход Конституции организовал собственный Совет нацбезопасности. И это уже, конечно, отрицательно влияет на перспективы развития самого государства под названием Грузия. Поэтому нельзя сказать, что страна в трауре от того, что молодой премьер-министр сбежал со своей должности - никаких отставок, конечно, не было. Накануне он в течение двух часов по всем каналам телевидения докладывал населению страны об успешном проведении правительством реформ предыдущих трех лет, и только позитив: оказывается, в стране за три последних года не было никакого негатива. И он радостно завершил свое выступление, а на следующее утро ему, видимо, сказали: спасибо, до свидания", - предположил политолог.
"Скорее всего, его снял с работы тот же человек, который его и назначал. Это не удивляет никого в Грузии, так как все знают, каким влиянием может обладать миллиардер Иванишвили: хотя он представляет себя как рядового гражданина, но его влияние на политическую партию и коалицию в парламенте, которую он сам основывал, огромное. И это еще одно доказательство того, что премьер-министр, если он хочет уйти в отставку, хотя бы за несколько часов до этого должен об этом заявить, как-то думать о том, кто сменит его на этой должности. Ничего подобного в течение вчерашнего дня не было - четыре раза переносили время брифинга премьера. В восемь часов вечера он стоял перед камерами в той ситуации, когда ни одного журналиста не пустили в зал. Он говорил с камерами, а не с населением", - рассказал эксперт.
"Гарибашвили неоднократно пытался провести аналогию с уходом с поста премьер-министра самого Иванишвили в 2013 году, но о своем уходе Иванишвили заявлял еще в октябре 2011 года, когда у него не было ни партии, ни парламента - ничего. Он говорил: "через два года я должен уйти из политики". Не знаю, это потому, что у него истекал срок какой-то командировки, или он так уж заранее планирует все свои бизнес-шаги - факт остается фактом. Никто не верит, что уход с поста премьер-министра - это идея самого премьер-министра. Уже второй день господин Иванишвили не появляется перед микрофонами, и, скорее всего, у него тоже будут проблемы с объяснением, что произошло на самом деле, что ему не понравилось в выступлении премьер-министра накануне перед населением страны", - заключил Иосиф Цискаришвили.
Руководитель Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал, что главное, что не удалось Гарибашвили, - это полномасштабно выполнить обещания по поводу восстановления справедливости.
"Я как раз тогда был соучредителем партии, и мы вместе этим занимались. Я считаю, что руководство "Грузинской мечты" могло сделать намного больше и намного конструктивнее, добиться результатов. К сожалению, этого им не удалось. Второе - это экономическая составляющая. Возможность создания базы для развития грузинской экономики у них была. К сожалению, они не смогли до конца, в полном смысле воплотить это в жизнь", - отметил политолог.
"Что касается того, что он сделал - тоже немало, можно сказать. Под его руководством правительство решило некоторые очень важные социальные проблемы. Первый вопрос касается всеобщего страхования. Потом - очень важный вопрос, который связан с развитием горных регионов. Помимо этого, многое было вложено в сельское хозяйство. К сожалению, не было системного подхода в целом - отдельные проекты, большие проекты были реализованы, или началась их реализация, но системного развития страны пока что мы не видим. Так что можно его работу оценивать со многими плюсами и со многими минусами. Еще хочу добавить, очень важная деталь - внешняя политика. Я считаю, что "Грузинская мечта" под руководством премьера создала определенный формат спокойной и сбалансированной политики по отношению к Западу и России. Это тоже очень важно", - отметил Мамука Арешидзе.