Мягкое убеждение, достижение договорённостей и лоббизм вот единственные инструменты в борьбе России против Третьего энергетического пакета, заявил "Вестнику Кавказа" директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев, комментируя недавнюю статью главы МИД РФ Сергея Лаврова об обеспокоенности страны действиями Евросоюза по реализации ТЭП.
Статья, напомним, была опубликована в Journal of Common Market Studies Annual Review, и в ней сообщалось, что его применение нарушает статью 34 действующего Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве Россия-ЕС и двусторонние соглашения России с членами Евросоюза о поощрении и взаимной защите капиталовложений, так как ТЭП распространяется на инвестиции российских компаний в странах Европейского союза, осуществлённые до принятия документа. Из-за этого накапливаются проблемы практического сотрудничества: российский бизнес в Европе теряет инвестиционную привлекательность, растут системные риски.
Отвечая на вопрос корреспондента "Вестника Кавказа", как может Россия повлиять на Европу, дабы добиться заключения специального соглашения, минимизирующего негативный эффект применения ТЭП, о котором идёт речь в статье Лаврова, Андрей Казанцев отметил, что инструментов воздействия много, так как имеет место классическая взаимозависимость: Россия является одним из основных поставщиков энергоносителей в Европу. Однако вряд ли они будут пущены в действие.
"Я не думаю, что она эти рычаги воздействия применит, потому что, с другой стороны, Европа является основным нашим покупателем. Если бы Россия все рычаги применила, она бы навредила сама себе. В принципе, ничего, кроме мягкого убеждения, достижения каких-то договорённостей, какого-то лоббизма, использования возможностей партнёров, (ведь речь идёт о "Газпроме", речь не идёт о каких-то других компаниях) быть не может", - подчеркнул эксперт.
"Нужно понимать смысл этой европейской политики. Она заключается в том, что европейцы считают, что "Газпром" имеет слишком большое влияние на европейском рынке и что это влияние имеет политические аспекты, особенно в Восточной Европе, поскольку Газпром контролируется напрямую российским государством. Поэтому во многом не скрываемый смысл этого - порвать эту связку между энергетической геополитикой и потенциальным использованием газа как инструмента политического влияния", - объяснил ситуацию вокруг Третьего энергопакета Казанцев.
В итоге, резюмировал эксперт, если Россия применит инструменты силового давления, то ещё больше укрепит европейцев в их подозрениях: "Именно эти меры и связаны с тем, что европейцы опасаются, что Россия применит к ним силовые методы, и пытаются перестраховаться".