В Армении 6 мая прошли выборы в Национальное Собрание, парламент страны. Итоги выборов для "Вестника Кавказа" прокомментировал армянский политтехнолог Арман Геворкян.
По его мнению, стало большой неожиданностью, что 5-ти процентный барьер преодолела и прошла в Национальное Собрание партия "Оринац еркир" ("Страна законности"). "Лично я считал, что она не наберет более двух процентов голосов, учитывая шаги, которые сделал лидер этой партии после президентских выборов 2008 года. Казалось, что он полностью растерял свой электорат. Тогда в 2008 году он набрал 16 % голосов, однако эти парламентские выборы продемонстрировали, что есть еще более 5% избирателей, которые доверяют лидеру ОЕ Артуру Багдасаряну", - подчеркнул Арман Геворкян.
Набранные остальными политическими силами голоса не стали неожиданностью. "Правящая Республиканская партия Армении, которая обладает самым большим ресурсом, использовала этот ресурс до упора и заняла первое место. Благодаря использованию административного, финансового и иного ресурсов, имело место "выколачивание" голосов.
Вместе с тем, вызывает огорчение то обстоятельство, что лицом этой партии является президент Серж Саргсян. Оказалось, что нет больше в РПА людей, которые в ходе предвыборной кампании могли бы представить какие-то позиции в экономике и в других сферах. Получилось, что все вопросы представлял президент, что говорит о том, что РПА просто превратилась в монополию, в партию президента. РПА отличается от той РПА, которая была в 90-ых годах, ибо совершенно очевидно, что тогда РПА не была партией одного человека", - считает политолог.
Арман Геворкян отметил еще одно очень важное обстоятельство: "РПА сумела взять 50%+1 мандат, то есть РПА имеет возможность самостоятельно формировать правительство, не оглядываясь на другие партии в Национальном Собрании".
Оцениваете результаты, полученные партией "Процветающая Армения", политтехнолог отметил ее сильное выступление. "ППА реально увеличила свое представительство в мандатах, а по пропорциональной избирательной системе в процентном соотношении получила в два раза больше голосов, по сравнению с предыдущими выборами в парламент в 2007 году, когда ППА получила чуть более 15 % голосов. Полученные 30% - это очень хороший результат. Но ППА, несомненно, рассчитывала на больший результат".
Арман Геворкян однако уточнил, что пока трудно спрогнозировать - согласиться ли эта партия вступить в коалицию с РПА, как это было в 2007 году. По его мнению, следует учесть и то обстоятельство, что для вступления в такую коалицию, ППА должна получить приглашение от РПА. "То есть возникает вопрос – получит ли ППА такое приглашение от РПА. Поскольку у РПА есть устойчивое большинство, кроме того, она может взять в коалицию более послушных партнеров, с куда более меньшими требованиями. Например, речь может идти о партии "Страна законности" или о "Наследии", которые просто добавят РПА голоса в парламенте, но особых политических претензий предъявлять не будут", - считает армянский политтехнолог.
Касаясь выгод для ППА коалицию с РПА, Арман Геворкян сказал, что "сегодня у ППА и у ее лидера Гагика Царукяна очень сложная ситуация. Если ППА входит в правящую коалицию, значит, она получает проблемы со своими избирателями, которые проголосовали за ППА, как за альтернативу, правда не как за оппозицию, но как за альтернативу во власти. То есть, поймут ли это избиратели? Это является очень серьезной проблемой.
Второе, что эта партия формально может не вступить в правящую коалицию и остаться в оппозиции, но ППА никогда не создавалась с расчетом того, что она будет в оппозиции. Очень трудно сказать, насколько готовы депутаты от ППА быть в роли оппозиции.
Здесь следует отметить то обстоятельство, что оппозиция тоже может быть разная, она может быть и достаточно конструктивной, и довольно жесткой и радикальной. Какой выбор сделает руководство ППА, пока не ясно".
Перспективы радикальной оппозиции в лице блока Армянского национального конгресса, преодолевшего 7% барьер, Арман Геворкян расценил как не самые успешные. "Конечно, можно считать, что АНК получил не очень много голосов. АНК явно рассчитывал на большее, видимо они рассчитывали получить мандаты, как минимум, в трех одномандатных округах. У АНК были неплохие шансы для этого, однако не получилось и одна из главных причин это несопоставимые с РПА и ППА финансовые ресурсы АНК. Для того, чтобы дальше удержать свой политический потенциал, АНК должен решить вопросы финансирования. То финансирование, которое было, оно недостаточно. А это очень важный вопрос, который видимо надо будет решать. Я предполагаю, что АНК будет самая настоящая действенная оппозиция правящей РПА".
Политтехнолог не уверен в том, что после такого результата на парламентских выборах, лидер АНК, экс-президент Тер-Петросян выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах в 2013 году. По его словам решение по этому вопросу, наверное, станет известно до конца текущего лета.
Другая оппозиция АРФ "Дашнакцутюн" по сравнению с 2007 годом потеряла более половины мандатов (у нее было 16 мандатов, сейчас будет – 6). Это большая потеря, считает армянский эксперт. Но на самом деле, АРФД должна расценивать итог этих выборов как весьма благоприятный для себя: "АРФД сумела выйти из правящей коалиции, и ей понадобилось два года для того, чтобы вновь обрести доверие хотя бы части своих избирателей. Я предполагаю, что АРФД останется в оппозиции: находясь в оппозиции, АРФД наберет очки для своего политического будущего".
Связывая итоги парламентских выборов с предстоящими в феврале 2013 года президентскими выборами, Арман Геворкян отметил, что в результате выборов в парламент президенту Сержу Саргсяну удалось упрочить свои позиции в политической системе страны перед президентскими выборами 2013 года: "Если не произойдет никаких форс-мажорных ситуаций, то президент Серж Саргсян имеет очень хорошие шансы для того, чтобы остаться в президентском кресле на второй срок".
Сусанна Петросян, Ереван. Специально для "Вестника Кавказа"
Парламентские выборы в Армении: оправдавшиеся прогнозы
10515 просмотров