Вестник Кавказа

Аскербий Найманов: "Родиться на Кавказе – особая ответственность"

Аскербий Найманов: "Родиться на Кавказе – особая ответственность"

Собеседник «Вестника Кавказа» старший преподаватель кафедры естественно-математического образования Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования, преподаватель и физкультурник Аскербий Найманов.

- Аскербий Билялович, как вы пришли в педагогику?

- Я родился через год после окончания Великой отечественной войны в ауле Усть-Джигута Карачаево-Черкесской автономной области. Послевоенное детство было тяжелым, но запомнилось чистым и прозрачным небом, подвижными играми. Понимание того, что живу на Кавказе – в особенном месте пришло, когда мой старший брат написал стихи про аул, в котором мы родились:

Среди гор, где и ветер не дул

Где сияла цветов пестрота,

Там в долине покоился аул

Под названьем простым – Джигута…

Вся моя жизнь - сплошное движение. Как сама жизнь течет, не останавливаясь ни на секунду, так и человеку необходимо движение для развития, для созидания, для самой жизни. Я родился в классическом горском двухэтажном доме за забором из бутовых камней. Одной из стен дома была скала. Ко второму этажу вело девять ступеней из бутового камня. Перед домом был разбит большой сад, где росли груши. Поздней осенью мы собирали урожай, укладывали груши в бочку, пересыпая их отрубями, чтобы обеспечить сохранность до весны. У мамы была швейная машинка - она шила одежду для аульчан. Отец работал в колхозе... Уже взрослым, укладывая сына спать, я рассказывал ему истории из своего детства, и после очередного рассказа сын глубоко вздохнул: «Папа, какой ты был счастливый!»

После службы в армии в 1967 году военком предложил мне поработать в школе преподавателем начальной военной подготовки. Так я попал в школу и остался там на всю жизнь: сначала военрук, потом учитель физкультуры, потом директор... Моя школа трижды удостаивалась звания лучшей школы Кавказа на всесоюзных конкурсах.

- Вы известны не только как педагог, но и как марафонец. Почему вы начали выходить на дистанции?

- К марафонским забегам я пришел не сразу, этот путь занял у меня много лет. Спорт в советское время был делом обычным. В детстве мы с друзьями ходили смотреть скачки - в один конец около 16 километров. Возможно, тогда возникла особенная любовь к движению, к бегу. Позднее выступал на чемпионате на первенство КЧАО по бегу.

Отдельная страница моей спортивной и организаторской деятельности - велосипед. В те годы я выписывал журнал «Вокруг света», где в очередном номере прочитал статью о путешественнике Глебе Травине, который за три года совершил велопутешествие из Владивостока вдоль советской границы до Мурманска. Меня вдохновило такое отчаянное путешествие. Я задумал организовать велопутешествие с учениками девятых классов к братской могиле солдат у хутора Евсеевский с возложением цветов и встречей с ветеранами. Наверное, наше путешествие стало прообразом «Бессмертного полка». Оно стало традицией для учеников школы, ежегодно совершающих велопутешествие к памятникам, посвященным Великой Отечественной войне. Каждый год маршрут велопутешествия обновлялся и дополнялся, увеличивалось и число участников велопробега.

А к бегу на марафонскую дистанцию меня побудила статья под названием «Физкультура школьника», посвященная марафонцу Рону Кларку. Тренировки шли около года. Здесь следует уточнить, что бег на длинные дистанции и особенно марафонские - своего рода шахматная партия, только вместо доски у тебя маршрут, а вместо фигур - твое тело, которым необходимо управлять, слушать и чувствовать каждый сигнал организма. На соревнованиях я был первым марафонцем от КЧАО. Участвовал в забегах в Москве, в Ужгороде, где показал свой самый лучший результат на дистанции 2 часа 31 минута.

- Как вы покоряли водную стихию?

- Вообще, на велопробеге уже можно было бы и остановиться, но только не для директора лучшей школы Кавказа. Так под влиянием эйфории научного сообщества от знаменитого путешествия на плоту Кон-Тики я организовал заплыв на плоту группы школьников, преодолев более 150 км. Все свои туристические фантазии я сначала проверял на себе, а уж только потом тщательно все выверив, реализовывал вместе в преподавателями и учениками своей школы.

- Какое путешествие вам запомнилось больше всего?

- Горы Архыза, где мы проводили выпускной вечер, точнее ночевку - с палатками, костром, с гитарами. Удивительным и мистическим гостем нашего выпускного стал чабан-карачаевец со стадом овец, который вышел на огромную поляну, где мы расположились, словно из ниоткуда. Подобно туману, который в горах всегда неожиданно появляется и так же неожиданно исчезает. Чабан подарил на барашка из своего стада и помог приготовить его по кавказской традиции, а потом, по горской традиции, произнес тост. Это был простой сельский житель, неискушенный в науках, не обученный высокому стилю, но в его словах звучала самая простая и чистая правда жизни. Он говорил, как будто огромным молотом выбивая из скалы искры пламени, которые, падая на юные сердца, разгорались в пламя. Пастух говорил о том месте, где мы живем, о самом красивом и самом мирном небе, под которым ходим, о самой родной земле, которая нас кормит, а еще о людях, живущих вокруг нас. Самых разных, молодых и старых, разной национальности, но таких родных и близких и от этого счастливых. В конце тоста пастух сказал, что ребята входят во взрослую жизнь и, уехав куда-то, обязаны помнить, что несут на своих плечах ответственность – ответственность родившихся на Кавказе.

Я всегда гордился тем, что родился на Кавказе. Это источник вдохновения и радости, источник самой жизни. Я счастлив, что моя жизнь прошла на Кавказе. По-моему, это лучшее место, чтобы жить. В свои 75 лет я не забываю спортивную ходьбу и велосипед. И могу подправить Чарльза Дарвина, считавшего, что всякому детенышу движение так же необходимо, как воздух, - движение необходимо и старикам.

36915 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ