Директор Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел Саркисян в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал об изменениях на внутриполитическом поле Армении и о перспективах интеграционных процессов с участием Еревана в контексте “перезагрузки” отношений между Россией и США.
- Внес ли, по вашему, качественно новые изменения во внутриполитическую жизнь Армении митинг против насильственного внедрения накопительной пенсионной системы, прошедший в Ереване 18 января?
- Главное качественное отличие этой акции протеста в том, что в нем наравне с молодыми гражданскими активистами впервые приняли участие и представители четырех невластных фракций Национального собрания: “Процветающей Армении”, Армянского национального конгресса, АРФ “Дашнакцутюн” и “Наследие”. Обычно политические силы ревностно относятся к любому начинанию и особенно успеху гражданских активистов. Однако на сей раз политические партии были вынуждены принять приглашение гражданской инициативы “Я - против” к участию в митинге. В выступлениях на этом митинге они были вынуждены подтвердить факт формирования совместного участия партий и гражданских активистов в борьбе по конкретному вопросу.
В авангарде митинга и шествия оказались гражданские активисты, за которыми пошли политики. Опираясь на опыт других стран, отмечу, что подобный сценарий гражданского протеста всегда приводил к эффективным решениям проблем, поскольку с молодежью всегда гораздо труднее “договориться”, чем с политиками. Одно только появление в Армении подобной схемы свидетельствует о хороших перспективах создания мощного, регулируемого обществом протестного движения, в котором политики уже не будут играть решающую роль.
В течение всего прошлого года социальное напряжение в обществе последовательно нагнеталось, причем самими властями, даже несмотря на серьезные опасения повторения сценария 1 марта 2008 года, что естественным образом сопровождалось небывалым оттоком населения.
- Как вы оцениваете балансирование Еревана между Москвой и Брюсселем?
- Неудавшееся сближение с Европой и предстоящее членство в Таможенном союзе разделило общество на два лагеря, став причиной бессмысленной полемики. Власти абсолютно не желают проводить содержательной дискуссии по этому вопросу. Нас просто поставили перед фактом и все.
В результате сегодня в Армении просто не желают ничего обсуждать по делу, объективно, лишь упорно отстаивая свою позицию. Но процессы противостояния между Москвой и Брюсселем за зоны влияния на постсоветском пространстве более глубоки, чем кажется. Пробуксовка “Восточного партнерства” назад, отказ ряда стран от евроассоциации обусловлен тем, что эта идея себя изжила еще несколько месяцев назад, после того как эта пятилетняя программа утеряла актуальность в связи с изменениями в международной ситуации. Иначе говоря, “перезагрузка” превратила “Восточное партнерство” и всю шумиху вокруг Ассоциативного соглашения с ЕС в разменную монету в игре между Штатами и Россией. Спокойная реакция США на намерение Армении членствовать в ТС - отголосок новых, более важных договоренностей между Россией и США. Обама долгое время грозился разгромить Сирию, после чего неожиданно заключил соглашение по Сирии с Москвой, которое оставило за бортом многих игроков и в первую очередь страны “Восточного партнерства” и его инициаторов.
- События вокруг Ирана и Сирии - часть “перезагрузки”?
- В определенном смысле, да. Резкая смена позиций Ирана в отношении к США, смена отношения США к Турции увязывается с согласием России участвовать в новых проектах, с ее новой ролью. Башар Асад же имел причины сдавать свои химические арсеналы. Мы еще не знаем, почему произошли эти сдвиги в глобальной политике, о чем договорились сверхдержавы, но симптомы уже налицо. Возвращаясь к Армении, отмечу, что договорившись по глобальному противостоянию, США и Россия вполне могли договориться и по малым вопросам. Мне кажется, что военное усиление России в Армении следует рассматривать сквозь призму новых отношений в регионе, в центре которых Иран. Эта страна сегодня быстро развивается, пускает баллистические ракеты, представляя для всех новый интерес и угрозу. И вооружение Азербайджана Россией в первую очередь направленно против Ирана, а не против Армении, как это кажется некоторым. При этом, снабжая иранский театр возможных боевых действий оружием, Россия сама же его сдерживает посредством своего военного усиления в Армении.