Состоявшаяся в прошлую пятницу на полях саммита G20 в Гамбурге личная встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа остается одной из ключевых тем международной политики, в первую очередь по той причине, что Вашингтон де-факто пошел на демонстрацию возможности прямого диалога с Москвой на самом высоком уровне, чего администрация Барака Обамы с 2014 предпочитала избегать. О том, что изменила эта встреча, "Вестник Кавказа" побеседовал с членом Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексеем Кондратьевым.
- По вашей оценке, насколько позитивными оказались переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа?
- На мой взгляд, это был прорывной момент в российско-американских отношениях и достаточно высокая отправная точка для развития диалога в будущем. Личная встреча Владимира Владимировича Путина с Дональдом Трампом позволит в ближайшее время двум лидерам крупнейших государств мира в формате тет-а-тет выстраивать взаимоотношения в цивилизованном русле. То внимание, которое лидеры западного мира проявили к нашему президенту на G20 в целом, показывает настоящий уровень отношения к России, а не идеологизированные штампы наших недругов и либеральных изданий прозападного толка. Саммит G20 в Гамбурге, как лакмусовая бумага, показал всем, что Россия является одним из лидеров многополярного мира и страной с миролюбивой политикой, готовой на пути к миру вступать в диалог со всеми ведущими и второстепенными участниками процессов по любой точке напряженности нашей планеты.
- Значит ли это что позиционирование России на Западе как страны в изоляции ушло в прошлое?
- Заявления о том, что Россия находится в изоляции, были выдумками Барака Обамы, когда тот назвал нашу страну "второстепенной региональной державой". Оценивать ситуацию необходимо не по подобным штампам, а по достижениям государства в общенациональных процессах внутри страны и его роли и месту в международном пространстве. Россию второстепенной региональной державой не назовешь никак ни в политическом плане, ни в дипломатическом, ни в военном. Экономические достижения России на сегодняшний день позволяют сделать вывод, что, рано или поздно, сориентировав свою экономику на развитие промышленности и торговлю на внутреннем рынке, Россия восстановит былую экономическую мощь, которая существовала до развала СССР, и сможет выпускать продукцию высокотехнологического порядка и высочайшего качества.
- В скором времени состоится заседание Совета Россия-НАТО. Каковы ваши ожидания от этого события?
- На сегодняшний день накопилась масса проблем, прежде всего, во взаимодействии в тех или иных горячих точках. По тому же сирийскому вопросу каналы взаимодействия то включаются, то выключаются. Сама территория Сирии прикрыта нашими средствами ПРО и действиями нашей авиации, поэтому с самолетами стран НАТО возможны столкновения в воздухе, и их последствия могут быть крайне печальными. Есть вопросы и по северному направлению, по освоению арктических территорий, по противоракетной обороне, когда под надуманным предлогом борьбы с КНДР системы AEGISразвертываются в Румынии и Польше и на прицеле оказывается европейская часть России. Все эти вопросы требуют своего озвучивания и разрешения в сторону деэскалации, снятия напряжения. Я думаю, все они будут оговариваться, но не в том формате, как прежде в рамках СНВ-3: "Сократите такое-то количество баллистических ракет, чтобы мы могли все оставшиеся взять на прицел". Дискуссии и договоренности не должны влиять никоим образом на обороноспособность и независимость нашей Родины.
- Помимо встречи Путина и Трампа, на прошлой неделе также прошли результативные межсирийские переговоры в Астане, итогом которых стало согласование новой зоны деэскалации на юго-западе Сирии. Как вы оцениваете астанинский формат и сотрудничество России, Турции и Ирана в урегулировании сирийского кризиса?
- С декабря прошлого года, когда был озвучен процесс перемирия и объявлен формат переговоров в Астане, сделан огромнейший шаг вперед, к урегулированию сирийского кризиса. Все еще есть спорные моменты, но ведь и сам регион непростой, и отрегулировать, сбалансировать интересы массы слоев населения на национальном, религиозном и территориальном уровнях очень сложно. Участие Турции и Ирана, стран, имеющих разные цели в сирийской ситуации, в переговорах и урегулировании – это очень серьезное достижение российской дипломатии. На сегодняшний день мы видим результаты этой работы: более 260 террористических группировок сложили оружие и перешли к мирной жизни, более 2,5 тыс населенных пунктов отказались от продолжения вооруженной борьбы. Национальное примирение должно послужить основой политического процесса по созданию новых условий для развития САР в рамках международного права и без бомбардировок и поддержки боевиков, чем занимается западная коалиция.