"Земля для ингушей — святое. За землю проливается кровь"

"Земля для ингушей — святое. За землю проливается кровь"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Ингушский глава Юнус-Бек Евкуров считается одним из самых открытых для прессы руководителей российских субъектов. На очередной встрече с журналистами в Москве он ответил на вопросы о социально-экономических проблемах республики.

Ликвидация последствий природных катаклизмов
В конце июля Джейрахский район Ингушетии оказался в зоне природных катаклизмов. Ущерб оценивается с сумму 2 млрд рублей. Последствий, подобных тем, которые принесло с собой наводнение на Кубани удалось избежать, потому что основные населенные пункты расположены на склонах, а вода шла по низине. Но тем не менее мы предусмотрели возможные риски. Отключили высоковольтную электролинию передач, и буквально через час рухнули три высоковольтные линии передач. Только мы отрубили газопровод, как через три-четыре часа несколько километров газопровода смыло водой. Основу ущерба составляет дорожный фонд, мосты. Сегодня мы везде (где-то временно, где-то капитально) восстановили газо- и электроснабжение и направили документы в комиссию МЧС, для того чтобы из Резервного фонда России просить средства на то, чтобы восстановить все объекты.

Переселение из оползневой зоны

На строительство жилья и инфраструктуры для переселенцев будут выделены деньги. Уже проведены тендера, конкурсы, определены подрядчики, субподрядчики. Работа уже идет, но в этом году мешает погода. В этом году только месяц можно было нормально работать. Остальное время сильные дожди с земли не давали строителям выходить. Сейчас они работают в две-три смены. Опыт у нас уже есть в этом направлении. Мы на эти деньги не строим школы, больницы. Для социальной инфраструктуры денег нет. Мы сами ищем средства, возможности.
3 миллиарда выделено нам для жилья и внешней инфраструктуры. В этом году планируется переселить 807 человек, и на следующий год мы должны разрешить полностью проблему переселения жителей из оползневой зоны. Там реально опасная ситуация, есть моменты, когда вообще дома проваливаются под землю. Десятилетиями мы не проводили техническое обслуживание скважин, водой эти пустоты не заполняли. Я в 2010 году это обоснованно докладывал Владимиру Владимировичу Путину, и нам пошли навстречу. Думаю, к концу 2013 года мы проблему оползневой зоны в республике решим.

Причины нехватки социальных объектов
Исторически так было. Когда Ингушетия получила статус самостоятельности, и социальных, и промышленных в том числе объектов был мизер. С тех пор не было отдельно выстроенной программы, схемы. Сама республика за счет своего бюджета не смогла бы это никогда сделать, и государственных программ тогда тоже не было. У нас порядка 30% школ в три смены работает, и 70% в две смены. Сегодня принята федеральная целевая программа социально-экономическая развития Ингушетии, и мы тоже уже за счет собственных средств строим, буквально за прошлый и за этот год ввели порядка шести школ, столько же детских садиков, и с каждым годом будем объемы наращивать и будем исправлять эту ситуацию. Надеюсь, будет принята программа стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, куда мы вложили уже стопроцентный охват и детей дошкольными учреждениями, и охват в одну смену школами, в том числе и больницы, родильные дома и другие объекты, в которых сегодня республика очень нуждается.

Инвестиции
Инвесторы вложат порядка более чем 20 млрд рублей в этом году. Если у нас в 2010 году было частных инвестиций за 600 млн рублей, в 2011 году было 2 млрд , то в этом году это уже вот такой прорыв. Вложения идут в АПК, в частности более 700 миллионов рублей направлено на строительство мощнейшего элеватора. Мы будем заключать соглашение с Зерновым союзом, потому что у нас даже близко не хватит зерна на переработку этим элеватором.
Еще один инвестиционный проект – более чем на 5 млрд рублей вкладывается в завод по розливу нашей широко известной минеральной воды. Тот же инвестор строит стекольный завод, мощный логистический комплекс. Он же сделает реконструкцию центрального рынка в городе Назрани, и общий проект только одного человека – более 7 млрд рублей.
Другие инвесторы работают по животноводческому комплексу - разведению птиц. Есть еще проект по переработке лесной древесины.
Только в этом году в Назрань вошли инвесторы более чем на миллиард рублей. Это строительство мощного жилого комплекса там, где у нас воинская часть стояла, и строительство мощного развлекательного комплекса, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

Туризм
Туристическую отрасль мы рассматриваем как толчок для развития малого и среднего предпринимательства. Это и мясное производство, и хлебобулочное, и молочные продукты, и национальные сувениры, и сервис. Многие хотят участвовать в таких проектах, как семейные гостиницы, гиды, сопровождение. Развитие туристического направления существенно снизит безработицу и пополнит бюджет. Но главное – это показать республику России, чтобы россияне они увидели настоящую Ингушетия, а не ту, где постоянно взрывают. Десятипроцентную льготу для жителей республики мы сделаем обязательно в этом направлении, чтобы жители республики тоже отдыхали у себя же в республике.
На первом этапе в сферу туризма мы планировали вложить 20 млрд рублей.А в целом – около 47 миллиардов рублей на то, чтобы закольцевать то, что мы спланировали. Мы просим 6 млрд рублей из федерального бюджета на инфраструктуру, а остальное будем финансировать сами.

Нехватка земли
Демография у нас хорошая, поэтому скоро мы вынуждены будем сельхозугодья переводить под жилищное строительство. Поэтому мы сейчас стараемся к земле относиться очень бережно, строить ввысь, отходить от традиционных частных домов. Начинаем строить квартирные дома для всех категорий населения, делаем рекламу, просим людей, которые когда-то получили частные застройки, участки земли, вернуть их, чтобы инвестор построил там жилье квартирное. Хозяин, который вернул землю, получит квартиру дешевле на 50%.
Есть люди, которые в свое время земли взяли и их не использовали. Мы за три с половиной года вернули порядка 27 00 гектар земли и возобновили сельхозугодья. Пользуясь своим служебным положением, чиновники разных рангов себе присваивали гектарами, десятками гектар. Это тоже мы вернули назад и на этих землях в первую очередь строим объекты, социально и экономически важные для республики. Земля для ингушей — святое. К сожалению, за землю проливается кровь. Сказывается тяжелое положение с землей и в горной части Ингушетии, где каждый клочок, каждый сантиметр – на вес золота.
17235 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.