В понедельник министр обороны Грузии Ираклий Аласания и его афганский коллега Бисмилла Хан Мохаммади подписали меморандум о взаимопонимании в области сотрудничества. Согласно документу, Грузия поделится с Афганистаном опытом проведения реформ в военной сфере, примет участие в программе переподготовки афганских вооруженных сил. «Мы официально заложены основы двустороннего военного сотрудничества. Наше сотрудничество будет продолжаться и станет более интенсивным и всеобъемлющим», - пообещал Аласания.
Грузия присоединилась к операции НАТО в Афганистане в 2009 году. Грузинское правительство в контексте стремления к интеграции в НАТО послала в Афганистан один из самых значительных по численности контингентов среди стран, не являющихся членами альянса, - около полутора тысяч военнослужащих. За время участия Грузии в боевых действиях в Афганистане погибли 29 грузинских военнослужащих. Тем не менее Тбилиси заявил о намерении участвовать в обучающей миссии НАТО в Афганистане после 2014 года и оставить там 250 военных.
В мае боевики движения «Талибан» объявили о начале решающего наступления на международный военный контингент миссии НАТО. И сегодня ситуация там все больше осложняется. Правозащитная организация Amnesty International обвинила органы военной юстиции США в отказе от расследования насильственной смерти тысяч гражданских лиц в ходе операций в Афганистане, заявив, что в Афганистане царит «культура безнаказанности». По данным организации, с 2001 года американские солдаты убили и тяжело ранили тысячи афганцев, но жертвы и их родственники практически не имеют шансов добиться справедливости, а органы военной юстиции США «демонстрируют несостоятельность практически всегда, когда речь идет о расследовании предполагаемых военных преступлений».
Начальник сектора Азии Российского института стратегический исследований Борис Волхонский считает, что главная задача в отношении Афганистана после 2014 года – недопущение той ситуации, которая была в 1990-е - войны всех против всех.
«Альтернатив не много, и одна хуже другой. Два месяца назад в Афганистане прошли президентские выборы, но до сих пор кандидаты не могут договориться о том, кто из них победил. Мне кажется, что здесь не стоит говорить о том, что какие-то страны (Россия, Иран, Пакистан, США, Китай) должны как-то объединиться и не пустить кого-то. Я считаю, что все соседние страны, региональные страны должны объединиться в понимании того, что, во-первых, вопрос устройства Афганистана – это вопрос самого Афганистана. А во-вторых, должен быть достигнут консенсус, что не следует внешним силам использовать свои рычаги воздействия на внутриполитические силы в Афганистане для достижения своих целей. Иначе мы придем к той ситуации, что к власти там самая воинственная, самая организованная и самая решительная сила», - считает Волхонский.