Роухани наводит мосты за океаном

Мария Сидельникова
Роухани наводит мосты за океаном
© Фото: Сайт президента России

24 сентября президент США Барак Обама может встретиться со своим иранским коллегой Хасаном Роухани в Нью-Йорке в кулуарах сессии Генеральной Ассамблеи ООН. По данным Los Angeles Times, Обама и Роухани в последнее время ведут регулярную переписку и выражают желание встретиться. Директор исследовательского центра "Ближний Восток-Кавказ" Международного института новейших государств Станислав Тарасов и политолог Андрей Епифанцев в интервью «Вестнику Кавказа» выступили с обнадеживающими комментариями в отношении американо-иранского саммита.

«Вестник Кавказа»: Насколько предстоящий визит Роухани в Нью-Йорк может внести какую-то ясность в решение ядерной проблемы Ирана?

Станислав Тарасов: Может очень серьезно повлиять. От этого визита ожидают многое. Американцы дают понять, что они вступят в контакт на уровне Госдепа с руководством. Да и сигналы, которые идут из Тегерана, носят позитивный характер. Вполне возможно, на предстоящем заседании «шестерки» Иран пойдет в сторону поиска компромиссных решений. Все впереди. Мне кажется, конфронтация, такой накал конфронтации уходит.

Андрей Епифанцев: После выборов президента Ирана иранское руководство страны взяло курс на большую открытость, на переговорный процесс с основными геополитическими соперниками Тегерана – США, Израилем и так далее. И процесс переговоров будет. Это очень удобный момент, потому что предыдущее руководство как Ирана, так Соединенных Штатов имело определенный груз накопленных проблем, груз старой позиции, которая не давала, как одной стороне, так и другой вести конструктивные переговоры. И новые люди – это всегда прекрасный шанс. Человек, который стал президентом Ирана, менее радикален, менее тверд в отстаивании предыдущей позиции, и это дает определенные шансы. Говорить о том, с какими конкретно предложениями может выйти Иран, сложно. Надеюсь, что это будут какие-то гарантии того, что Иран действительно не станет производить ядерное оружие.
И для Москвы это было бы лучше всего, потому что Иран с ядерным оружием представляет определенную проблему для России. Хотелось бы, чтобы было какой-то понимаемый и гарантированный чем-то институт проверки международной этой ситуации с иранским ядерным оружием. И, соответственно, со стороны наших западных партнеров хотелось бы иметь некие гарантии невторжения в Иран на основе этих каких-то факторов.

«Вестник Кавказа»: В чем причина наметившегося прогресса в разрешении иранской ядерной проблемы? Дело в личности Роухани или, может быть, сирийский конфликт выступил катализатором?

Станислав Тарасов: Много факторов. Роухани – все же западный человек. Он учился в Англии, его там хорошо знают. Но и сирийский фактор тоже играет роль. Потому что при неблагоприятном развитии ситуации в Сирии, Иран может быть втянут в локальный конфликт, который будет использован для нанесения глобального удара. Иран ищет выходы и наводит контакты с Москвой, ищет выходы, и складывается благоприятная ситуация для поиска компромиссных решений.

Андрей Епифанцев: Вопрос в том, что сейчас, на самом деле, Запад зашел в определенный тупик. Американцы столько раз говорили, что они не дадут Ирану создать ядерное оружие, что сейчас уже все подошло к ситуации, когда нужно либо бить по Ирану, потому что Иран пока не идет на их условия, либо же это будет ситуация, когда самый большой мальчик во дворе, в данном случае Вашингтон, потеряет ореол своего всевластия и силы, однополярного мира. Даже внутри США это может плохо сказаться на Обаме, потому что он будет тем человеком, который много обещал, но не ударил. А бить, честно говоря, не хочется. Мы уже видим, с каким нежеланием США втягиваются в сирийский конфликт, пытаются найти какие-то шансы, чтобы не ударить по Сирии, хотя обещали это много раз. С Ираном ситуация гораздо сложнее и серьезнее. Поэтому я уверен, что Запад, США, Великобритания, Израиль с большой радостью пойдут на переговоры с Ираном, если эти переговоры позволят им сохранить лицо и добиться ситуации, когда дипломатическим путем они достигнут тех целей, которые иначе бы они должны были достигать военным путем.

«Вестник Кавказа»: На днях в рамках саммита ШОС помимо прочих Роухани встречался с лидером из Китая. Какие вопросы они обсуждали?

Станислав Тарасов: Китай – традиционный и очень большой партнер Ирана. Торгово-экономические отношения у них очень тесные. Там десятки миллиардов, по-моему, товарооборота. Роухани должен установить личные контакты. Не исключено, что господин Роухани после визита в США получит приглашение посетить, например, Пекин. Готовился и визит президента России в Иран, но его перенесли. Однако, так или иначе, идет позитивная динамика.

7020 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.