Вестник Кавказа

Россия и Азербайджан поработают на перспективу

Мария Сидельникова

Визит президента России Владимира Путина в Азербайджан, сопровождавшийся подписанием базовых соглашений о сотрудничестве между энергетическими гигантами двух стран "Роснефть" и Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR), заставил многих аналитиков по-новому взглянуть на сущность отношений двух стран. Стратегическое партнерство обрело новые грани, а кажущееся "похолодание" сменилось очередным всплеском взаимовыгодных проектов.

Комментируя для "Вестника Кавказа" наиболее интересные проекты в энергетической области, которые могут быть совместно реализованы Россией и Азербайджаном, заместитель директора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев отметил, что, прежде всего, это разведка шельфовых месторождений. По мнению эксперта, российские компании не очень склонны допускать иностранные компании на территорию России, посему будут инициировать проекты на территории самого Азербайджана.

"Скорее интересны разведочные работы, чем добывающие проекты. Это работа на перспективу после 2020 года. Естественно, те компании, которые уже работают в Азербайджане, прежде всего, "ЛУКойл", сохраняют свое участие", - считает Алексей Белогорьев. Однако, по его мнению, с учетом уже имеющихся нефтегазовых проектов Азербайджана, однозначно утверждать, что эта страна самое интересное направление для российских инвестиций в нефтяную отрасль – нельзя. Перспективы развития нефтедобычи несколько ограничены. В этом ракурсе "намного более привлекательны Казахстан, Узбекистан в СНГ, и, естественно, другие регионы мира – Латинская Америка, куда сейчас активно и пытаются инвестировать российские компании".

С этим мнением созвучны и слова директора Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований Вячеслава Кулагина. Он считает, что ситуация в нефтяной сфере Азербайджана не такая простая. "Действительно долгое время Азербайджан даже на пространстве СССР считался нефтяной кладовой и тем, откуда мы, в общем-то, все брали, поставляли на внутренний рынок, экспортировали. Но сейчас ситуация такова, что в перспективе добыча нефти будет сокращаться, причем сокращаться достаточно серьезно. И уже сейчас Азербайджан переориентируется на газовый сектор, прежде всего, в рамках проекта "Шахдениз", - отметил в интервью "Вестнику Кавказа" Вячеслав Кулагин.

Наиболее интересным для эксперта представляется технологическое сотрудничество в плане увеличения извлечения нефти. "Если сравнивать с мировыми аналогами на сегодняшний день российская и азербайджанская нефтянка не доходит до коэффициента извлечения, как это есть на Западе. А перспективы для этого существуют на фоне достаточно солидных месторождений, которые уже с высокой степенью исчерпанности имеются как в Азербайджане, так и в России. В этом направлении и надо работать. А пока, на мой взгляд, эта работа достаточно вялая", - полагает Вячеслав Кулагин. По мнению директора российского Центра изучения мировых энергетических рынков, перспективы сулит использование биотехнологий. "Я знакомился с некоторыми работами, связанными с использованием биотехнологий для повышения коэффициента извлечения и нефти, которые сейчас в экспериментальном порядке пробуют применять в Азербайджане. На мой взгляд, это действительно перспективно. Если это получится, почему бы и на научной сфере, и на уровне компаний нам бы не поработать с азербайджанской стороной", - считает российский специалист.

Оба эксперта "Вестника Кавказа" уверены, что основной акцент следует делать на газ с учетом развития второй стадии месторождения "Шахдениз", а также логистических схем, в плане того, как и какими маршрутами пойдет газ из Азербайджана в Европу.

По мнению заместителя директора Института энергетической стратегии Алексея Белогорьева, Россия делает большую ставку на запуск своего участка каспийского шельфа: "Естественно, те технологии, которые мы привлекаем, которые сами разрабатываем, прежде всего, тот же "ЛУКойл", их можно использовать и для разработки казахских и азербайджанских месторождений, то есть здесь мы можем выступать не только как инвесторы, но и как экспортеры технологий, что для нас более даже привлекательно".

Вячеслав Кулагин подчеркнул, что в лице Азербайджана у "Южного коридора" появится устойчивый источник газа, и здесь начинает включаться глобальная политика: "Это уже и вопросы "Набукко" и TAP, все те новые проекты, о которых в последнее время говорили, в частности, в Турции. Как все это пойдет – наверное, наиболее интересное, о чем следует говорить России с Азербайджаном.

Эксперт не считает, что после визита главы "Роснефти" Игоря Сечина и последовавшей за ним визита Владимира Путина в Баку произошли кардинальные перемены в рамках проектов, но, тем не менее, выразил уверенность, что эти визиты добили взаимопонимания. "Говоря о геополитике, очень долгое время такие страны, как Азербайджан и Туркменистан, в энергетическом плане противопоставлялись России. Для Запада они считались альтернативой российским ресурсам. Но в то же время, мы живём в одном регионе. То же Каспийское море, у него есть определенные игроки, которые, в общем-то, и должны решать статус Каспийского моря, в том числе, и проектов транскаспийских газопроводов, и так далее. И тут мы просто обречены на то, чтобы работать вместе. И эти визиты на высшем уровне, на мой взгляд, они должны несколько снять напряженность, улучшить взаимопонимание", - заключил Вячеслав Кулагин.

12100 просмотров