Вестник Кавказа

Проще договориться с одним Асадом, чем с десятью

Проще договориться с одним Асадом, чем с десятью
© Фото: Сайт президента России

Пять месяцев ударов с неба по террористам в Сирии дали значительный эффект, операцию можно считать успешной, так считает большинство россиян опрошенных ВЦИОМ. По мнению 48% опрошенных, военный конфликт в регионе затихает, и ситуация нормализуется. Противоположной точки зрения придерживаются только 11%. Каждый четвертый (27%) не отмечает заметных изменений. Как осенью прошлого года, так и сегодня, спустя полгода после отправки российских ВВС в Сирию для борьбы с террористами, социологи фиксируют поддержку этого решения со стороны большей части населения: в октябре 2015 года – 66%, в марте 2016 года – 70%. Прежде всего с этим соглашаются мужчины (80%), респонденты с высоким достатком (77%). 40% характеризует последствия действий российской авиации в Сирии как положительные, а о том, что они скорее пошли во вред России, говорит 21%. И еще 23% полагает, что они не повлияли на положение дел в нашем государстве. Между тем камнем преткновения в процессе урегулирования конфликта в Сирии остается судьба действующего президента страны Башара Асада.

"Когда слушаешь западных аналитиков, читаешь западные СМИ, складывается такое впечатление, что они озабочены судьбой Башара Асада больше, чем собственные телохранители Асада", - говорит замдиректора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр Кузнецов.

По его мнению, Асад должен остаться президентом Сирии на переходный период, на полтора или два года: "Если сейчас убрать Асада, мы разрушим всю структуру власти в Сирии, и договариваться уже придется не с едиными сирийским правительством, а с теми генералами сирийской армии, которые в одночасье станут полевыми командирами. Условно говоря, ни с одним Асадом, а с десятью Асадами. А это практически невозможно".

Что касается дальнейших путей сирийского урегулирования, на взгляд Кузнецова, нужно создать в Сирии политическую систему, которая бы способствовала стабильности в стране и удовлетворяла бы интересы всех групп сирийцев: "Сирия - страна очень разноплановая, очень разновекторная, поликонфессиональная. Есть несколько религиозных общин: сунниты, алавиты, друзы, шииты, сирийские христиане. Очень разные регионы. Допустим, жизненный уклад, экономический уклад жителей Дамаска совсем не такой, какой у бедуинов северо-западной Сирии, в тех же провинциях Эр-Ракка, Дейр-эз-Заур. Задача состоит в том, чтобы создать политическую систему, приемлемую для всех. Эта система должна обладать демократическими элементами. До кризиса в Сирии была сверхцентрализация, был произвол сирийских спецслужб, подавление оппозиции. Даже партией БААС, которая при Хафезе Асаде занимала сильные позиции, в период президента Башара Асада откровенно пренебрегали. В итоге она не смогла выступить стабилизирующим элементом, и начался сирийский кризис. Однако теперь е выборы в Сирии модно устраивать не раньше, чем через полтора-два года, когда политические силы в Сирии окончательно кристаллизуются, появятся новые политические партии, движения".

Говоря об обновлении политической элиты в Сирии, эксперт призвал не испытывать иллюзий  в отношении мигрантской сирийской оппозиции: "Многие из этих людей по 15-20 лет не жили в Сирии, они во многом утратили позиции на местах, и что самое главное - они не контролируют вооруженные группировки "в поле". Новая политическая элита в Сирии должна складываться как из здоровых элементов, поддерживающих правительство Асада, так и, может быть, и полевых командиров вооруженной оппозиции. А сирийские эмигранты могут мало в этом помочь, просто в силу объективных факторов". 

Что касается федеративной системы в Сирии, это предложение вызывает у Кузнецова вопросы. "Как правительство Асада, так и многие люди в оппозиции являются арабскими националистами и не хотят появления курдской автономии на северо-западе Сирии, считая это фактором раскола Сирии в дальнейшем. Но курдский фактор мы никуда не можем убрать, курды являются реальной политической силой на севере Сирии, они довольно эффективно противостояли террористической группировке ДАИШ. Поэтому какие-то элементы федерализации должны быть внесены в новую конструкцию Сирии", - полагает эксперт.

14895 просмотров