Обзор прессы Кавказа 19 - 26 мая

Обзор прессы Кавказа 19 - 26 мая

В январе-апреле 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года контейнерные перевозки через грузинские морские порты выросли на 37%. В последние годы обычные грузоперевозки по территории страны сокращаются, а контейнерные растут, отмечает портал "Бизнес-Грузия". По мнению специалистов, на это повлияло несколько факторов. Один из них - рост экономики как Грузии, так и соседних стран Южного Кавказа и Центральной Азии, в среднем от 5-8% в год. Согласно исследованиям, 1% роста ВВП автоматически дает 3-5% роста контейнерных перевозок. Другим фактором стала активизация транскаспийского маршрута, в частности, каспийских портов в Туркменистане, Казахстане, и Азербайджане. Государственное стимулирование этого маршрута также способствовало подключению к нему Центральной Азии и Китая.

Ощутим рост грузоперевозок из Китая. Конечно, они значительно отстают от российского Транссиба, но тенденция роста налицо. Так, в 2016 году по территории Грузии было транспортировано 132 китайских контейнера, в 2018 году – 1322, за два месяца 2019 года – уже 892. На рост контейнерных перевозок также оказала влияние транспортная стратегия Казахстана как страны, формирующей транспортные потоки. Если 10 лет назад казахский порт Актау был ориентирован на транспортировку нефти – из 13 млн тонн грузов 11 млн приходилось на нефть, то сейчас ситуация резко изменилась. В 2018 году через Актау было переправлено лишь 2,2 млн тонн нефти, и правительство Казахстана приняло решение об активизации контейнерных перевозок. В апреле 2019 года в Киеве на заседании общего собрания Международной ассоциации "Транскаспийский международный транспортный маршрут" было принято решение о введении сквозных тарифов на контейнерные перевозки и сокращении действующих тарифов на 25%, что также способствовало росту конкурентоспособного южнокавказского маршрута в сравнении с другими. 

Что касается влияния роста контейнерных перевозок на транспортную инфраструктуру Грузии, то пропускная способность Потийского порта составляет 550 тыс. контейнеров в год, батумского – 100 тысяч. В январе-апреле 2019 года через Потийский порт прошло 157 070 контейнеров, через батумский – 25 293. Если учитывать постоянный рост контейнерных перевозок не только по Грузии, но и регионе в целом, то вполне возможно, что к 2020 году ныне действующие порты страны исчерпают свои возможности. Если к тому времени не будет построен порт в Анаклиа, то контейнеры, которые могли бы пойти на территории Грузии, пойдут по другим маршрутам, в первую очередь – российским.

Как отмечает издание, американская Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC) выделит 50 млн долларов на строительство многофункционального морского терминала в Поти, который строит компания "Пейс групп" - соответствующее соглашение было подписано в Вашингтоне. С американской стороны договор о выделении кредита подписал президент OPIC Кеннет Энджел. Общая стоимость проекта составляет 120 млн долларов, на реализацию первой фазы будет потрачено 93 млн долларов. Новый терминал будет расположен на территории в 25 га, акватория порта будет углублена на 12 метров, в результате чего порт сможет принимать корабли длиной до 253 метра и водоизмещением до 50 000 тонн. После ввода нового терминала в строй, пропускная способность Потийского порта вырастет на 2,5 млн тонн.

* * *

С осени прошлого года объемы экспорта из Армении неуклонно сокращаются, несмотря на декларации правительства о намерениях усиливать и опираться на экспортоориентированную экономику. По итогам первого квартала текущего года, по отношению к аналогичному периоду 2018 года, армянский экспорт упал на 8,6% или на 52 млн долларов США, констатирует газета "Голос Армении". Экспорт из страны уменьшился по всем направлениям: в страны СНГ и ЕАЭС было поставлено товаров соответственно на 5% и 0% меньше, в страны Евросоюза удельный вес экспорта упал с 29% до 24%.

Это отчасти можно объяснить остановкой Техутского горнорудного комплекса и Алавердского медеплавильного завода, продукция которых экспортировалась. Автор статьи также видит причину в пренебрежительном отношении премьера Никола Пашиняна к горнодобывающей промышленности с самого начала прихода к власти, и это, по его мнению, бумерангом ударило по экспортным показателям Армении: объемы экспорта меди из страны сократились впервые за 10 лет. Сюда добавились и ограничения, связанные с поставками алюминиевой фольги в США со стороны ереванского завода "Русал Арменал", которые прежде составляли половину всего армянского экспорта в эту страну. Но гораздо серьезнее то, что Армения сокращает экспорт и в страны СНГ, и в ЕАЭС, куда традиционно поставляется именно готовая продукция. Так, в январе-феврале  на 3,6% сократились объемы экспорта в Россию, куда вывозится львиная доля армянской алкогольной и пищевой продукции, текстиля, фармацевтических и ювелирных изделий.

По мнению председателя Союза экспортеров Армении Раффи Мхчяна, на экспортные показатели страны воздействие оказывает и общая нездоровая атмосфера в Армении: "Очень напряженная атмосфера… Если какой-либо инвестор пожелает сделать вложения в Армении, то эта среда отпугнет его".

Автор также обращает внимание на тот факт, что в структуре экспорта из Армении самый большой удельный вес, после металлургического сырья, занимают продукты питания, ситуация с экспортом которых в ту же Россию может и дальше ухудшаться. В России проводят политику импортозамещения, которая дает быстрые и эффективные результаты именно в сфере аграрной продукции. К тому же в РФ приняты Государственная программа развития сельского хозяйства и Доктрина продовольственной безопасности до 2020 года, которые требуют развивать собственное производство до достаточно высокого уровня. Соотношение российской и импортной продукции на рынке быстро меняется в сторону увеличения удельного веса местных продуктов. Уже сегодня в РФ достигнуты закрепленные в доктрине продовольственной безопасности значения по собственному производству зерна, сахара, растительного масла, картофеля, мяса и мясопродуктов. Таким образом, в России, представлявшей огромный рынок сбыта армянской сельхозпродукции, весьма успешно борются с импортом, и в среднесрочной перспективе можно ожидать трудностей со сбытом армянской аграрной продукции.

Заключение временного соглашения, ведущего к формированию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном, с открытием рынков, может привести к тому, что иранские овощи и фрукты могут составить серьезную конкуренцию армянской продукции на евразийском рынке. Экономисты рекомендуют развивать в Армении агропереработку с тем, чтобы выходить на рынок не со свежими овощами и фруктами, а с консервированными. В этом случае конкуренция если и будет, то намного слабее. Между тем уже сегодня, как замечает издание, наряду с неуклонным удорожанием продуктов питания в Армении, наблюдается увеличение на внутреннем продовольственном рынке аналогичной импортной продукции.

* * *

Строительный сектор Азербайджана преодолевает кризисные процессы, вызванные девальвацией маната, сокращением банковского кредитования и снижением объемов бюджетного финансирования отрасли. Положительная динамика, наблюдаемая в течение четырех месяцев текущего года, свидетельствует о том, что усилия государства по стимулированию спроса в данной сфере дают результат, пишет газета "Азербайджанские новости".

В наибольшей степени положительная динамика наблюдается в сегменте жилищного строительства, который уже два года заметно опережает общие темпы развития отрасли. И хотя о полном восстановлении докризисных показателей говорить рано, вполне очевидно, что стройсектор смог преодолеть кризисную полосу 2014-2016 годов. Жилищно-строительные кооперативы фактически вплотную приблизились к знаковому показателю сравнительно благополучного для Азербайджана докризисного 2013 года, когда объемы введенного в строй жилья достигли 2138 млн кв. метров.

По данным Госкомстата, позитивная тенденция сохраняется и с начала текущего года. Так, общая площадь жилья, введенного в эксплуатацию за первые четыре месяца, составила 595,6 тыс. кв. метров, что на 14,8% больше показателя аналогичного периода минувшего года. За отчетный период капвложения в жилищное строительство составили 350,7 млн манатов (примерно 206 млн долларов США), обеспечив сравнительный рост на 44%. Наблюдаемая уже третий год устойчивая тенденция роста объемов вводимого в строй жилья (прежде всего в Баку) и привлекаемых в эту сферу капиталовложений весьма показательна. В основе этого тренда лежат ряд факторов, прежде всего связанных с улучшением платежного баланса и стабилизацией показателей внешней торговли, обеспечивших необходимой ликвидностью частный сектор и предоставивших необходимые объемы финансирования для реализуемых инвестиционных программ, поясняет издание. В частности, речь идет о росте ипотечного кредитования и государственного ассигнования проектов в сфере социального строительства, осуществляемого подразделением Государственного жилищного агентства — ООО MIDA. Отмечается и работа по сносу ветхого жилья и панельных пятиэтажек в Баку и современной застройке городских кварталов, что в конечном счете стимулирует деятельность жилищно-строительных кооперативов.

Положительное влияние на строительный рынок страны имел и недавний указ президента страны Ильxама Aлиeва об упрощении выдачи разрешения на эксплуатацию ряда многоквартирных зданий. "Мы должны уделять больше внимания развитию строительного сектора, имеющего огромное значение для нашей экономики и обеспечивающего работой десятки тысяч граждан. В настоящее время в Баку строится около 400 многоэтажных зданий, что свидетельствует о большом оживлении в стройсекторе. Государство здесь, разумеется, полностью должно поддерживать предпринимателей, необходимо устранить все бюрократические препоны", — подчеркнул глава государства на недавнем заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в первом квартале 2019 года. Согласно указу, предусматривается выдача разрешений на эксплуатацию многоквартирных жилых зданий, в которых до первого января 2019 года завершены все строительно-монтажные работы, и где уже имеются заселенные жильцами квартиры. По оценкам экспертов, упрощение и ускорение процесса ввода в эксплуатацию многоэтажных зданий призвано стабилизировать рынок недвижимости, способствовать повышению спроса на квартиры в новостройках и, как следствие, оказать позитивное влияние на развитие строительного рынка страны.

* * *

Газета "Северная Осетия" информирует, что в республике в рамках реализации Национального программы "Образование" была представлена концепция проекта "Сетевая модель площадок по обучению робототехнике, программированию и микроэлектронике в образовательных школах РСО–А". Она будет реализовываться в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка". По словам разработчика концепции, руководителя детского технопарка "Кванториум-15" Алексея Котеца, целью проекта является увеличение охвата детей услугами дополнительного образования технической направленности. Для этого предполагается создать сеть площадок на базе общеобразовательных школ с современной инфраструктурой и методическим наполнением. Наставники, которые будут работать в школах, смогут проходить обучение и регулярно повышать свою квалификацию на базе детского технопарка "Кванториум". Для участников центров ежегодно будут проводиться соревнования, хакатоны. Недавно детский технопарк "Кванториум-15" также выступил одним из организаторов открытого первенства СКФО по робототехнике "РОБО.ОС", которое прошло во Владикавказе.

По поручению главы РСО–А Вячеслава Битарова в школах сформированы экспериментальные классы с углубленным изучением математики, химии и биологии. Занятия проводят школьные и вузовские преподаватели, так как для участия в конкурсах недостаточно школьной программы. На этапе разработки находится концепция регионального центра по работе с одаренными детьми по типу сочинского образовательного центра "Сириус".

* * *

Чеченская газета "Вести республики" сообщает, что на курорте "Ведучи" началась подготовка к летнему сезону. В этом году гостям будет предложено несколько новинок. Как рассказали в АО "Курорты Северного Кавказа" (КСК), главным новшеством станет запуск байк-парка для горных велосипедов с двумя трассами "зеленой" и "синей" категории сложности. Откроется велопрокат и тренировочная зона для тех, кто решит освоить новый вид спорта под руководством профессиональных инструкторов.

В июне на курорте откроется первая в республике 70-метровая экстрим-горка для всесезонного катания на тюбинге. В течение всего летнего сезона будет работать кресельная канатная дорога. Стоимость туристических абонементов сохранена на уровне прошлого года. Также предусмотрены скидки для льготных категорий граждан и организованных туристических и экскурсионных групп. "Горный туризм становится популярным направлением отдыха. "Ведучи" — подходящий вариант для того, чтобы насыщенно провести выходные или на неделю отвлечься от будничной суеты", — отметил первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа, председатель Совета директоров АО "КСК" Одес Байсултанов. В целях комплексного развития туризма в Чечне, он предложил гостям совмещать посещение курорта с поездкой в Грозный или на озеро Кезеной-Ам, а туристическим организациям — включить "Ведучи" в обзорные маршруты по республике.

7505 просмотров






Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!